На главную страницу

Возражение 42

С самых ранних апостольских времен христиане соблюдают воскресенье в честь того, что в этот день Христос воскрес из мертвых. Об этом ясно сказано в двух текстах - Деян. 20:7 и 1 Кор. 16:2.

 

Мы уже выяснили (рассматривая Возражение_41) - для утверждения, что "с самых ранних апостольских времен христиане соблюдали воскресенье", нет никакого библейского основания, так как встреча Христа с учениками в день Его воскресения или в период, предшествовавший вознесению, не означает, что Он установил воскресное поклонение. Равным образом из Писания не явствует, что в течение 40 дней до вознесения апостолы каким-либо образом чтили воскресенье.

 

Поэтому, если и есть какое-нибудь библейское доказательство того, что апостолы соблюдали воскресенье, оно должно было появиться через несколько десятилетий в двух отрывках, которые указаны в этом возражении, а также в другом тексте, который мы рассмотрим в следующей главе. Не странно ли, однако, что такой революционный обычай, как соблюдение нового еженедельного святого дня, который якобы исполнялся иудео-христианами и язычниками и привел к упразднению субботы, не вызвал длительной и обстоятельной дискуссии среди апостолов? Когда они объявили, что обрезание более не является необходимым, разразился настоящий ураган, и сильный ветер этого спора явственно ощущается на страницах Нового Завета. Теперь же от нас хотят, чтобы мы поверили, будто они говорили новообращенным, что субботу можно не соблюдать, и спокойно признали, что после этого не разразилось никакой бури или не произошло, по меньшей мере, ничего достаточно важного, чтобы заслужить упоминания в Новом Завете! А ведь иудеи с фанатичным рвением соблюдали субботу! Крайне уникальная ситуация.

 

В свете всего сказанного мы имеем право с подозрением относиться к требованию соблюдать воскресенье, которое пытаются обосновать с помощью двух приведенных стихов. Не забудем, что в Библии всего два таких текста, упоминающих о двух первых днях недели, последовавших после Господнего воскресения. Первый гласит: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день [из Троады], беседовал с ними и продолжил слово до полуночи" (Деян. 20:7). Данный отрывок представляет собой часть повествования, описывающего различные происшествия, происшедшие с Павлом на его пути домой, в Иерусалим, в конце третьего миссионерского путешествия. Весь рассказ занимает две главы. Сначала рассмотрим его слова о преломлении хлеба. В Деян. 2:46 мы читаем, что ученики "каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца". Если под фразой "преломление хлеба" (Деян. 20:7) подразумевается причастие, то данное действие никак нельзя связать с этим конкретным днем, потому что ученики преломляли его "каждый день".

 

Обратите внимание, что для обозначения этого дня не употребляется никакого священного наименования. Он назван просто "первым днем недели". На чем, в таком случае, можно основывать аргумент в пользу святости воскресенья? По-видимому, только на том, что это духовное собрание состоялось в тот день. Иными словами, логика такова:

 

1. Встреча, состоявшаяся в определенный день, является доказательством того, что этот день святой;

 

2. Павел созвал собрание в первый день недели;

 

3. Следовательно, воскресенье - святой день.

 

Итак, освободив этот довод от излишних рассуждений, мы видим, что утверждение, согласно которому святость воскресенья обосновывается упомянутым текстом (Деян. 20:7), страдает несомненной слабостью. Читая весь рассказ о путешествии Павла, мы видим, что по дороге в Иерусалим он проповедовал в различных местах. Можно ли предположить, что все эти проповеди совершались по воскресеньям?

 

Обратимся ко второй половине 20-й главы, где подытоживается то, что, вероятно, являло собой одну из самых важных проповедей, возвещенных Павлом во время путешествия (по меньшей мере, это единственная проповедь, описанная подробно). Контекст (и особенно 15-й стих) дает основание полагать, что она, вероятно, была прочитана в среду (и уж точно не в воскресенье). Можем ли мы заключить, что среда - святой день? К такому выводу можно прийти, пользуясь логикой, к которой прибегают для того, чтобы обосновать, что в этой главе о воскресенье говорится как о святом дне. Поистине можно сделать вывод, что во время только этого путешествия Павел святил почти каждый день недели, так как по пути он провел очень много служений. На самом же деле для того, чтобы наделить какой-нибудь день святостью или отменить Божественную заповедь о том, что "день седьмой - суббота Господу Богу твоему", надо нечто большее, чем просто проповедь.

 

Если мы обратим внимание на то, когда именно состоялось собрание в Троаде, приведенный отрывок станет еще менее похож на доказательство в пользу воскресенья, чем это могло показаться на первый взгляд. Служение совершалось ночью, так как "в горнице, где мы собрались, было много светильников" (ст. 8). Кроме того, повествование сообщает, что Павел "продолжил слово до полуночи", потому что намеревался "отправиться в следующий день" (ст. 7). Его беседа продолжилась заполночь, "даже до рассвета, и потом [он] вышел" (ст. 11). Автор поясняет, что Павлу надо было пройти через полуостров из Троады, где он оставил лодку, в Асе, откуда он снова собирался отплыть.

 

Хорошо известно, что в Библии отсчет дней ведется от захода до захода солнца, а не от полуночи до полуночи, как мы это делаем сейчас (см. Быт.1:5,8,13,19,23,31; Лев. 23:32), и поэтому темное время того "первого дня недели" мы назвали бы вечером субботы. В своем авторитетном труде "Жизнь и послания апостола Павла" Конибер (Conybeare) и Хаусон (Howson) пишут о времени собрания так: "Это был вечер, следовавший за иудейской субботой. В воскресенье утром корабль был готов к отплытию" (с. 520).

 

Итак, мы видим, что Павел участвовал в собрании в субботу вечером, а в воскресенье утром отправился в свое долгое путешествие. Сторонники воскресенья не наделяют какой-либо святостью вечер субботы - они хотят использовать этот рассказ как доказательство святости воскресенья. Только потому, что Павел проповедовал слишком долго, собрание захватило тот день, который сторонники воскресенья считают своим святым днем.

 

Павел пробыл в Троаде "семь дней" (ст. 6), а затем в субботу вечером, в начале первого дня недели он, "намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними". У нас нет серьезных оснований полагать, что в течение "семи дней" он воздерживался от проповеди, а затем, когда наступил "первый же день недели", совершил служение. Из описания его поездок видно, что он проповедовал постоянно. В данном случае особо оговаривается, почему он проповедовал: потому что "намеревался отправиться в следующий день". Иными словами, он воспользовался последней возможностью побеседовать, "когда ученики собрались для преломления хлеба", и проповедовал "даже до рассвета" (ст. 11). Если данная запись что-нибудь и доказывает, так это то, что собрание в первый день недели состоялось не в силу сложившегося религиозного обычая, а по причине необычной ситуации, связанной с предстоящим путешествием.

 

В свете всего рассказа о путешествии Павла упоминание о первом дне недели проще всего объяснить как одно

 

из упоминаний о времени, сделанное для того, чтобы читатель получил общее представление о хронологии путешествия. Обратите внимание на следующие отрывки:

 

1. "Там [в Греции] пробыл он три месяца" (Деян. 20:3).

 

2. "После дней опресночных, отплыли из Филипп (ст. 6).

 

3. "Дней в пять прибыли к ним в Троаду" (ст. 6).

 

4. "Где пробыли семь дней" (ст. 6).

 

5. "В первый же день недели" (ст. 7).

 

6. "Намереваясь отправиться в следующий день" (ст. 7).

 

7. "В следующий день мы остановились против Хиоса" (ст. 15).

 

8. "А на другой пристали к Самосу" (ст. 15).

 

9. "В следующий день прибыли в Милит" (ст. 15).

 

10. "Он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме" (ст. 16).

 

11. "На другой день в Родос" (Деян.21:1).

 

12. "Пробыли там [в Тире] семь дней" (ст. 4).

 

13. "Проведя эти дни" (ст. 5).

 

14. "Пробыли у них [в Птолемаиде] один день" (ст. 7).

 

15. "А на другой день... выйдя, пришли в Кесарию" (ст. 8).

 

16. "Мы пребывали у них многие дни" (ст. 10).

 

17. "После сих дней... пошли мы в Иерусалим" (ст. 15).

 

Август Неандер (Neander), один из самых известных церковных историков и человек, соблюдающий воскресенье, следующим образом расценивает доказательство святости воскресного дня, которое якобы содержится в упомянутом отрывке (Деян. 20:7): "Отрывок в целом не убеждает, потому что приближающийся отъезд апостола, вероятно, объединил небольшую церковь для братского прощального ужина, в связи с которым апостол сказал свою последнюю речь, хотя в данном случае не было никакого особого празднования воскресенья" ("История христианской религии и Церкви", 1831, т. 1, с. 337).

 

Если церковного историка, празднующего воскресенье, этот отрывок "в целом не убеждает", вряд ли можно ожидать, что он уверит того, кто празднует субботу и основывает свою веру на совершенно убедительной заповеди Бога, которая гласит: "День седьмой - суббота Господу".

 

Если сторонник воскресенья заявит, что данный текст (Деян. 20:7) свидетельствует о святости воскресенья, он просто продемонстрирует слабость аргументов в пользу этого дня, чем и обусловлена попытка заручиться поддержкой Писаний.

 

Второй из двух отрывков, в которых говорится о первом дне, звучит так: "При сборе же святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1 Кор. 16:1, 2). Предполагается, что здесь мы должны увидеть картину богослужения, когда люди, собравшись вместе, участвуют в служении приношений. Логика конечно же такова: так как собрание происходило в воскресенье, этот день является святым и, следовательно, суббота, заповеданная в Декалоге, упраздняется.

 

Довольно трудно пытаться найти в одном тексте столько информации, особенно если он не позволяет сделать заключение, которое из него пытаются извлечь. В данном отрывке описано не церковное приношение, во время которого верующие передают свои дары дьякону, а учрежденный Павлом порядок, когда каждый должен "отлагать у себя и сберегать". Согласно наиболее широко распространенному переводу этого отрывка текст звучит так: "В первый день недели пусть каждый из вас откладывает что-нибудь и сберегает, сколько может, чтобы не делать пожертвований, когда я приду" (Пересмотренный стандартный перевод). Иными словами, с наступлением первого дня недели каждый, учитывая доход за прошлую неделю, должен решить, сколько ему выделить для особого сбора, который Павел хочет передать бедным в Иерусалиме, и не смешивать эти деньги с остальными. Таким образом, речь идет не о приношении, а об обычной домашней бухгалтерии.

 

Правильность такого понимания текста признают и богословы, соблюдающие воскресенье, которые, желая перевести Писания точно, смиряют свое желание найти доказательства в пользу воскресного дня. Возьмем, к примеру, комментарий "The Cambridge Bible for Schools and Colleges"002 . Касаясь этого текста, комментатор говорит, что "невозможно усмотреть в нем" подтверждение тому, что у христиан был обычай собираться в первый день недели. Затем, поясняя фразу "отлагает у себя", он говорит: "...то есть дома, а не в собрании, как обычно принято думать. ...Он [Павел] говорит об обычае, принятом в его времена, по которому рядом с кроватью ставился небольшой ящик, куда каждый раз после молитвы опускали приношение" (Первое послание к Коринфянам, с. 164).

 

Ясно одно: для того чтобы всякий, доверяющий Библии, согласился с возможностью нарушения одной из заповедей вечного Декалога, заповеди, которая возвещает, что "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему", необходимо нечто гораздо большее, чем тот факт, что, опасаясь преследований, ученики в первый день недели собрались вместе, что в этот день Павел прочитал одну проповедь и что повелел коринфянам в первый день каждой недели откладывать определенную денежную сумму.

 

 

002 Справочный библейский комментарий, опубликованный в издательстве Cambridge University Press и отредактированный иерархами Англиканской церкви.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz