На главную страницу

Возражение 41

Во время воскресения Христа субботний день был заменен на воскресный. Одним из серьезных доказательств этого является тот факт, что, воскреснув, Христос всегда встречался со Своими учениками именно в этот день. Другое доказательство заключается в том, что Святой Дух излился на учеников в воскресенье.

 

Кто изменил этот день? Нас призывают поверить, что это сделал Христос, однако в том, что касается столь важного вопроса, каковым является вопрос о еженедельном святом дне, мы не можем довольствоваться простым предположением. Нам не надо предполагать, является ли святым седьмой день недели. На этот счет у нас есть ясное повеление, которое часто в своих трудах повторяют пророки, и, следовательно, ни у кого не может возникнуть сомнений, а если кто-то склонен к забывчивости, то такому человеку об этом всегда можно напомнить. Такова картина, сложившаяся ко времени Христа, однако мы напрасно станем искать в Новом Завете какое-либо повеление о соблюдении воскресенья. Разве у нас есть основания верить, что после Христа совершенно неожиданно людям больше не надо было давать ясное повеление относительно соблюдения святого дня и что они уже не нуждались в том, чтобы время от времени им об этом напоминали? Разве у нас есть основания верить, что в христианскую эру верующие могли, исходя из совокупности обстоятельств, естественным образом прийти к выводу о том, что произошли два важнейших события, а именно: 1) было отменено ясное Божье повеление о соблюдении седьмого дня; 2) вступила в силу новая заповедь о соблюдении первого дня?

 

В Новом Завете есть только один текст, который говорит об упразднении "субботы" (в английском переводе "субботних дней". - Прим. пер.), однако мы выяснили, что здесь имеется в виду не еженедельная суббота, о чем говорят и выдающиеся комментаторы Библии, соблюдающие воскресенье (см. Возражение_29). Мы только что отмечали, что в Новом Завете нет ни одного отрывка, в котором содержалось бы повеление о соблюдении воскресенья, однако несмотря на это нам предлагают поверить, что суббота была упразднена на кресте и что вместо нее еженедельным святым днем стало воскресенье.

 

Рассматривая это и последующие возражения, мы увидим, что утверждение, согласно которому в Новом Завете воскресенье якобы признается святым днем, основывается на шатких предположениях и произвольных выводах. Пусть факты говорят сами за себя.

 

Нас призывают поверить, что, во-первых, после того как Христос воскрес, Он всегда встречался с учениками в воскресенье, и, во-вторых, это является неопровержимым доказательством того, что Христос заменил святой седьмой день недели на первый.

 

В Новом Завете содержится только шесть текстов, которые упоминают о первом дне недели в связи с жизнью Христа: Мф. 28:1; Мк.16:2,9; Лк. 24:1; Ин. 20:1,19 (нередко высказывается точка зрения, что отрывок Ин. 20:26 тоже относится к воскресенью, о нем мы поговорим немного позже).

 

Четыре евангелиста писали свои Евангелия через 20-30 и даже 70 лет после вознесения Христа. Они, а также другие новозаветные авторы, называли седьмой день "субботой", ни единым словом не намекая на то, что этот еженедельный святой день был отменен или находился в состоянии упразднения. Говоря о первом дне недели, они тоже не подразумевали, что он стал или становится святым. Все это поистине странно, если принять во внимание, что сторонники воскресенья весьма уверенно заявляют, будто сразу же после воскресения Христа этот день стал считаться христианским святым днем.

 

Изучив упомянутые шесть отрывков, мы приходим к следующим выводам:

 

1. Каждый раз воскресенье просто называется "первым днем недели", причем не употребляется никакого наименования, которое говорило бы о святости этого дня или даже намекало на нее;

 

2. Встречаясь с учениками, Христос не говорит ничего (ни в этих отрывках, ни в их контексте), что давало хотя бы малейший повод считать, будто отныне первому дню недели придается какое-то особое значение;

 

3. В день, когда Иисус восстал из мертвых, ученики собрались вместе не потому, что они совершали духовное служение, желая учредить богопоклонение в воскресенье, а потому, что у них было "опасение от Иудеев" (Ин. 20:19);

 

4. Трое из четырех евангелистов прямо говорят, что суббота окончилась тогда, когда начался первый день недели;

 

5. Следовательно, упоминая о первом дне недели, евангелисты прежде всего хотели точно изложить события до и после распятия, и показать, что слова Христа о том, что Он воскреснет в третий день, исполнились. Можно ли, кроме упомянутых шести отрывков, в которых описывается встреча Иисуса с учениками и женщинами, назвать тексты, где говорится о времени Его посещения? Есть два таких текста.

 

1. В Деян.1:3, 9 описывается день вознесения, пришедшийся на сороковой день после воскресения. Если Христос восстал из мертвых в воскресенье, то день вознесения должен был прийтись на четверг. Церкви, празднующие день вознесения, празднуют его в четверг.

 

2. В Евангелии от Иоанна рассказывается о встрече, происшедшей через неделю после воскресения. Вот как это было: "После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!" (Ин. 20:26).

 

Известные богословы считают, что фраза "после восьми дней" - иудейская идиома, обозначающая неделю. Таким образом эта встреча Христа со Своими учениками произошла в следующее воскресенье после Его воскресения из мертвых.

 

Итак, мы видим, что Христос встречался с учениками только в два воскресенья. Первая встреча, очевидно, ничего не доказывает: зачем Ему надо было чего-то ждать, чтобы встретиться? Таким образом, если и предположить, что Христос изменил день богослужения, доказательства надо черпать только из Его второго появления перед учениками. В своем библейском комментарии Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) расценивают аргумент в пользу воскресенья настолько благожелательно, насколько это вообще возможно. Вот что они пишут: "Вероятно, они [ученики) всю предшествующую неделю встречались каждый день, но Господь умышленно приурочил Свое второе появление среди них вновь к воскресному дню, дабы тем самым ознаменовать блаженную святость дня Господня" (Комментарий на Ин. 20:26).

 

Итак, комментаторы допускают, что ученики специально не выбирали воскресный день для встречи, и это очень важное допущение. Повествование не содержит никаких указаний на встречу. Если 26-й стих сравнить с 19-м, можно вполне естественно заключить, что ученики собрались за закрытыми дверями просто для безопасности. Они боялись показываться на улице. В тексте нет никакого намека на то, что Иисус умышленно "приурочил Свое второе появление среди них" к воскресенью и что тем самым Он решил "ознаменовать" наступление Господнего дня. Есть ли какая-нибудь фраза или слова, которые вызывали бы такую мысль? Ничего такого нет.

 

И все-таки текст действительно намекает, по меньшей мере, на причину, по которой Он появился именно в это особое время, однако эта причина не имеет ничего общего с предполагаемой святостью воскресенья. Мы читаем: "После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними". Иоанн особо оговаривает, что в день воскресения Фомы не было в горнице и что впоследствии он проявил неверие (см. Ин. 20:24-26). Быть может, его не было в течение нескольких дней после воскресения, но в этот день он был в горнице "с ними". Насколько можно понять из повествования Иоанна, Христос пришел "после восьми дней", чтобы поговорить с Фомой. Из данного отрывка можно сделать лишь такой вывод, и, следовательно, мысль о том, что "после восьми дней" Он хотел этой встречей особо отметить наступление воскресенья, исчезает сама по себе.

 

Он конечно же встречался с ними и в другое время, но в тексте это никак не отразилось. Противник субботы, быть может, станет утверждать (и совершенно бездоказательно), что эти встречи происходили в воскресенье. Если это так, то в таком случае давайте исследуем рассказ о том, как воскресший Христос встретился с учениками "в третий раз" (см. Ин. 21:1-14). Ученики ловили рыбу! Как бы там ни было, но они считали, что в этот день можно ловить рыбу, и повествование ни словом не намекает, что Христос их за это осудил. Наоборот, Он дал совет, как это делать! Мы не помним, чтобы сторонники воскресенья обсуждали этот "третий раз", когда "явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых". Вместо этого они сосредоточивают внимание на Его первом появлении, которое можно объяснить тем, что, воскреснув, Он сразу же захотел ободрить Своих учеников, а также на втором, которое объясняется тем, что на сей раз среди учеников был Фома. О других Его появлениях они ничего не говорят, потому что их нельзя связать с воскресным днем и никак нельзя использовать в поддержку теории, согласно которой Христос установил поклонение Богу в воскресенье.

 

Но что можно сказать о доказательстве святости воскресенья, которое якобы вытекает из того факта, что Святой Дух излился на учеников в день Пятидесятницы? Мы не станем сосредоточивать внимание на том, что некоторые богословы, соблюдающие воскресенье, даже не уверены, что в тот год Пятидесятница пришлась на воскресенье, хотя, по-видимому, это ослабляет позицию оппонента. Мы считаем, что в том году Пятидесятница действительно пришлась на воскресенье, но мы никогда бы не выяснили этого, если бы основывались на библейском описании излития Духа. В нем ни слова не сказано о том, какой это был день недели. Мы лишь узнаем, что "при наступлении дня Пятидесятницы" совершилось излитие Божьего Духа (Деян. 2:1). Если бы апостол усматривал в этом событии какую-то связь с соблюдением воскресного дня, он, по меньшей мере, упомянул бы, что это произошло в первый день недели, даже если бы не нашел времени для того, чтобы сказать о святости воскресенья, которая якобы и обусловливается фактом Божественного излития.

 

Но, быть может, наш критик скажет, что каждый, читающий Книгу Деяний, знал, что в том году Пятидесятница пришлась на воскресенье и что, следовательно, самостоятельно мог сделать вывод о связи между божественным излитием и первым днем недели. Если такой ответ что-нибудь означает, то означает он лишь то, что читатель должен сам, полагаясь на собственные знания о происходившем, делать выводы, есть ли в упомянутом отрывке (Деян. 2:1) богодухновенное указание на святость воскресенья и есть ли там хотя бы упоминание о соответствующем дне недели. Ясно одно: связать формулу "так говорит Господь" с воскресеньем далеко не просто.

 

Но все ли читатели знали, что в том году Пятидесятница пришлась на воскресенье? Лука писал Книгу Деяний около 63 года н.э., или приблизительно через 30 лет после события Пятидесятницы. Годовые иудейские праздники (к числу которых принадлежала и Пятидесятница) каждый год приходились на различные дни недели, как, например, день заключения перемирия. Можно ли сказать, что сегодня, спустя несколько поколений после первой мировой войны, каждый, кто прочтет о заключении перемирия 11 ноября 1918 года, вспомнит, какой это был день недели? Нет, нельзя. Также обстоят дела и с днем Пятидесятницы в год вознесения нашего Господа. Человек, читавший Книгу Деяния Апостолов, написанную спустя поколение после вознесения Христа, знал о конкретном дне той великой Пятидесятницы не больше, чем мы знаем о дне заключения перемирия в 1918 году.

 

Из слов Луки становится ясно: он хотел, чтобы читатель узнал не о том, в какой именно день излился Святой Дух, но о том, что Он излился "при наступлении дня Пятидесятницы". Что касается времени совершения этого события, то не находим ли мы вполне ясного объяснения в том факте, что многое, связанное с Первым пришествием Христа, было исполнением определенных прообразных служений, совершаемых иудеями? "Пасха наша, Христос" (1 Кор. 5:7), осуществил прообразное пасхальное служение и был принесен в жертву в тот самый день, в который закалывался пасхальный агнец, то есть в 14-й день первого месяца (см. Исх.12:1-6). Приношение первых плодов, совершавшееся на 16-й день первого месяца, нашло свое воплощение в воскресении в этот день Христа, первого плода из усопших (см. Лев. 23:5-11; 1 Кор. 15:20-23). "При наступлении дня Пятидесятницы" исполнилось еще одно типологическое служение (см. Лев. 23:15-21). Если нам надо сделать какой-то вывод из хронологии излития Святого Духа, он будет таким: Лука стремится показать, что Христос - это великое исполнение (первообраз) иудейских- служений. Вот все, что можно обосновать текстом данного повествования

На главную страницу
Hosted by uCoz