|
Возражение 21
В Книге Исход (Исх. 16:29) и в Книге пророка Неемии (Неем. 9:13, 14) доказывается, что заповедь соблюдать субботу была дана Израилю только после того, как он покинул Египет. Убедительным свидетельством в пользу этого является и тот факт, что в Писании ничего не говоритс я о ее соблюдении когда-либо прежде.
Итак, перед нами два утверждения. Согласно первому, постановление о соблюдении субботы было дано в иудейском окружении. Это утверждение подготавливает почву для другого , которое гласит, что соблюдение субботы предписывалось только иудеям.
Предполагается, что приведенные отрывки - что бы они на самом деле ни означали - смогут ослабить влияние упомянутого отрывка из Книги Бытие (Быт. 2:2, 3) и вообще сделать его недействительным. Но можно ли считать, что одно библейское изречение противоречит другому? Нет, нельзя. Если складывается впечатление, что какой-либо библейский текст вступает в противоречие с другим , можно с уверенностью сказать, что, истолковывая тот или другой, мы совершили ошибку. Мы уже видели (см. Возражение 20), что текст из Книги Бытие (Быт. 2:2, 3) ясно свидетельствует о том, что Бог почил на седьмой день первой недели и затем благословил его. Таким образом, с самого начала мы можем убедиться, что, чему бы ни учили упомянутые отрывки (Исх. 16:29 и Неем. 9:13, 14), они не противоречат Книге Бытие (Быт. 2:2, 3).
Фрагмент из Книги Исход представляет собой часть повествования о том, как евреям была дана манна, которую они собирали ежедневно в течение шести дней, причем в шестой день собрали вдвое больше обычного, потому что на седьмой Бог ее не послал. Тем не менее, воспротивившись Божьему повелению, некоторые израильтяне вышли собирать ее в субботу, в результате чего Господь обратился к Моисею с такими словами: "Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день" (Исх. 16:28, 29).
Много лет спустя , вспоминая о том, что Бог сделал для Израиля, освободив его от египетского рабства, Неемия, в частности, сказал: "И снисшел Ты на гору Синай, и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Т вою субботу, и заповеди, и уставы, и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея" (Неем. 9:13, 14).
Оба отрывка рассказывают об одних и тех же событиях, и по своему построению так сильно похожи друг на друга, что их можно рассматривать вместе. Обратим внимание на некоторые фразы.
1. "Господь дал вам субботу" (Исх. 16:29).
2. "И дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые" (Неем. 9:13).
3. "И указал им святую Т вою субботу" (Неем. 9:14).
Мы считаем, что ответ на представленное нам возражение со всей очевидностью дан во втором из этих трех предложений. Наши критики считают сходство между первым и третьим утверждением основанием для предположения, что закон о соблюдении субботы не существовал до эпохи исхода. Однако если это так, тогда построение второй фразы с необходимостью заставляет заключить, что широкий перечень законов, уставов и заповедей, формально возвещенных на Синае, тоже прежде не существовал. Следовательно, получается, что до исхода работа в седьмой день не представляла собой никакого греха, и даже более того: до Синая грехом не являлось то, что было запрещено различными законами и заповедями, которые Бог "дал им" в то время.
Однако никто не станет утверждать, что последний вывод правилен, поскольку никто не станет оспаривать, что девять из десяти заповедей выражают собой вечные нравственные принципы. Когда на Синае Господь возвестил "не прелюбодействуй", можно сказать, что в каком-то смысле Он дал Израилю закон, препятствующий нравственной распущенности. Это было первое формальное возвещение, обращенное к только что сформировавшейся нации, которая испытывала потребность в ясном и точном своде законов. Однако даже на миг никто не допустит, что до того как с пламенеющей горы Синай возвестили о недопустимости прелюбодеяния, это не было запрещено Господом и, следовательно, можно было безоглядно потакать своим низменным страстям.
Так же обстоят дела и с законом о субботе. Вместе с другими великими заповедями Декалога и множеством прочих установлений формально он был возвещен Израилю, когда тот начал существовать как нация. Длительное пребывание в египетской тьме привело к тому, что израильтяне почти позабыли, в чем заключается Божья волями теперь С воим огненным светом Бог осветил им все Свои требования, включая субботу.
Бог говорит: "Я открыл Себя им (израильтянам), что бы вывести их из земли Египетской" (Иез. 20:9). Может ли оппонент на основании этого текста утверждать, что до исхода Бог не существовал? Нет. Тогда почему он утверждает, что не было и субботы до того как Бог возвестил Израилю заповедь о ней? Все дело в том, что во время долгого египетского рабства знание о Боге и субботе почти истерлось из памяти израильтян.
Коснемся утверждения, согласно которому в текстах Писания, освещающих события до исхода, нет упоминаний о соблюдающих субботу. Будем кратки. Несколько библейских отрывков, предшествующих рассказу об исходе, охватывают период, равный приблизительно 25 векам. Понятно, что, описывая столь долгий период, осветить можно было лишь основные моменты. Моисей, прежде всего, стремился к тому, чтобы последовательно изложить происшедшие события и связать повествование о творении с тем, что произошло после грехопадения человека, упомянуть о потопе, призвании Авраама, формировании Израиля и его исходе из Египта. Почти ничего не упоминается о религиозной деятельности, в которую люди были вовлечены во время этих столетий. Используя это "молчание" как доказательство против повеления о субботе, наши критики опираются на очень слабый аргумент.
Те, кто подчеркивает важность воскресного дня, обычно подкрепляют свои доводы следующим аргументом: каждую неделю человеку нужен один день для богослужения, причем, говоря об этом, они не упоминают ни о каких временных или пространственных ограничениях. Следовательно, те, кто жили до исхода, тоже нуждались в таком дне, и если эта потребность действительно существовала, то неужели Бог не удовлетворил ее? И разве Он не сделал этого, когда во время творения освятил седьмой день? Надо ли нам искать какое-то конкретное упоминание о соблюдении этого дня, чтобы решить, что такие святые люди, как Енох, Ной и Авраам действительно соблюдали этот святой день? Разве какой-нибудь другой вывод может быть более обоснованным?
|