На главную страницу

Возражение 90

Библия говорит о том, что огонь ада никогда не угаснет, что "червь их не умрет" (см. Мк. 9:43-48 и Ис. 66:24) и, следовательно, это является доказательством бессмертия души.

 

Даже если придется согласиться, что слово "неугасимый" означает бесконечное горение, нам вовсе необязательно принимать учение о том, что после смерти бессмертная душа покидает человека и существует отдельно от тела. Из приведенных текстов не следует, что бестелесные души, или духи горят в огне. Библия рисует картину того, как в день суда конкретные грешники в своем реальном обличье будут "брошены в озеро огненное" (см. Откр. 20). Христос говорит о том, что "все тело" будет "ввержено в геенну" (Мф. 5:29, 30). Если в ответ нам скажут, что тело погибнет в огне и останется только дух, попросим, чтобы нам на библейском материале доказали, что духи, или души, огня не воспринимают. Христос предупреждал о необходимости бояться того, "кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Если нам скажут, что слово "погубить" означает лишь истребление "тела", мы потребуем, чтобы нам ясно и четко доказали, что "душа" такому уничтожению не подлежит. Доказать это невозможно, и, таким образом, данное возражение, основанное на упомянутых текстах, оказывается безосновательным.

 

В Евангелии от Марка (Мк. 9:43-48) приведены слова Христа, Который совершенно недвусмысленно говорит о наказании огнем - точно таком же, что и в 66-й главе Книги пророка Исайи, где мы читаем: "И будут выходить [праведники] и увидят трупы ["мертвые тела"] людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет" (Ис. 66:24). Здесь довольно подробно говорится о том, что "червь" и "огонь" воздействуют не на каких-то бестелесных духов, а на тела - мертвые тела. В упомянутом отрывке из Евангелия от Марка словом "ад" ("геенна") переведено греческое слово "gehenna". Мы уже выяснили (см. Возражение_89), что оно представляет собой греческий синоним еврейскому слову "Hinnom": так называлась долина неподалеку от Иерусалима, "куда сбрасывали трупы животных и преступников, сгоравших в постоянно поддерживаемом пламени" (см. Лексикон Лиддела и Скотта (Liddel and Scott's Greek Lexicon)).

 

В данном случае Христос использует образ долины Гинном для того, чтобы Его слушатели поняли, какая участь ожидает грешников. Понятно, что слушавшие Его иудеи, по всей вероятности, не думали о том, что в данном случае речь идет о каких-то грешных бестелесных душах, которые могут страдать бесконечно. Они видели, что в этой долине огонь охватывает мертвые тела, а если пламя не достигает до них, то их пожирают черви, вечная причина гибели и разложения. Тот факт, что огонь геенны непрестанно горел и был "неугасимым", как нельзя лучше доказывал, что все, вверженное в него, будет уничтожено целиком и полностью. Попытки доказать, что поскольку огонь никогда не гаснет, то все, брошенное в него, никогда не умрет, противоречат свидетельству наших чувств, а также свидетельству Писания.

 

А теперь зададим такой вопрос: если все, брошенное в этот огонь, полностью уничтожается, можем ли мы предположить, что такой огонь будет гореть всегда? Нет, не можем. Однажды большой пожар охватил весь город Чикаго. Если бы, описывая этот пожар, мы называли огонь неугасимым, можно было бы исходя из этого решить, что Чикаго горит до сих пор? Нет, всем стало бы ясно, что речь идет о разбушевавшемся огне, который неистовствовал до тех пор, пока не пожрал все вокруг. Вряд ли стоит добавлять (поскольку это и так всем известно), что спустя некоторое время огонь угас.

 

Именно в этом, вполне естественном смысле, Библия употребляет слово "угасать". Обращаясь к иудеям, Господь устами пророка Иеремии возвестил: "А если не послушаете Меня... то возжгу огонь в воротах его [Иерусалима] и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет" (Иер. 17:27). (В данном случае в Септуагинте используется слово с тем же самым греческим корнем, что и в 9-й главе Евангелия от Марка, где сказано, что "огонь не угасает".) Во Второй Книге Паралипоменон (2 Пар. 36:19-21) мы читаем о буквальном исполнении этого пророчества, которое совершилось, когда вавилоняне подожгли город. Можно ли сказать, что огонь горит до сих пор? Можно ли утверждать, что иудейские "чертоги" до сих пор сгорают, но так и не могут сгореть? Какая чепуха, скажете вы. Но тогда на каком основании кто-то берет упомянутый отрывок из Евангелия от Марка и делает из него вывод о том, что карающий огонь никогда не погаснет, затем приходит к заключению, что грешники будут вечно гореть, но так никогда и не сгорят, и, наконец, основываясь на всем этом, заключает, что грешники имеют бессмертные души? Любой из приведенных выводов логически недостоверен и противоречит Писанию. Библия нигде не говорит о том, что души бессмертны: вместо этого она возвещает, что "душа согрешающая, та умрет" (Иез.18:4). Библия нигде не говорит о том, что грешники будут гибнуть вечно: вместо этого она возвещает, что они станут "прахом" (Мал. 4:3). Библия не говорит о том, что карающий огонь будет гореть вечно, ибо мы читаем, что он возгорится после того, как Бог воспламенит эту грешную землю и что после этого огромного пожара Он создаст "новую землю" (см. 2 Петр. 3:7-13 и Откр. 20, 21). Таким образом, огонь угаснет, ибо в противном случае земля не будет создана заново. Иными словами, само обетование Господа о новой земле, на которой будет обитать праведность, зависит от угасания карающего огня.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz