На главную страницу

Возражение 74

Павел подчеркивает, что он мог находиться "вне тела". Это доказывает, что реальный человек представляет собой нематериальную душу, или дух, - такая субстанция не зависит от тела (2 Кор. 12:2, 3).

 

В контексте этот отрывок читается так: "Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека одного во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12:1-4).

 

Прежде всего, мы хотели бы подчеркнуть: те, кто разделяет учение о бессмертии души, полагают, что отделение души от тела происходит в момент смерти и является результатом смерти тела. Они приводят два ключевых текста, которые, как предполагается, подтверждают такую точку зрения. "И когда выходила из нее душа, ибо она умирала" (Быт. 35:18). "И возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17:22) (Эти тексты мы рассматриваем, анализируя Возражение_81).

 

Итак, если следовать данной аргументации, то получается, что когда Павел находился "вне тела", то он был мертв. Однако разве верующий в бессмертие души готов признать, что Павел говорит, будто он не знает, умирал ли он "назад тому четырнадцать лет"? Если же он умирал, то после этого должен был воскреснуть или, точнее говоря, должно было воскреснуть его тело, когда он возвращался с "третьего неба".

 

Нет сомнения: в данном случае Павел хочет сказать о чем-то весьма примечательном, однако нигде в своих посланиях он ни словом не намекает, что умер и воскрес.

 

Очевидно, что подобное истолкование слов Павла ошибочно и на самом деле они не позволяют сделать столь поразительный вывод.

 

Однако нам нет необходимости следовать за таким объяснением. Павел говорит о "видениях и откровениях". То, что он видел и слышал, было настолько конкретным и реальным, что на какой-то миг он предположил - не вознес ли его Бог на небо на тот короткий период времени, пока длилось откровение. Тем не менее он не настаивал на этом. Можно представить себе и другой вариант - ему просто было дано видение, и в нем он слышал откровение, которое "нельзя пересказать". Однако если он не был взят на небо в буквальном смысле, то есть в теле, ему все равно казалось, что он там находился, и, следовательно, свое состояние он мог описать как нахождение "вне тела". Как иначе можно рассказать о том, что ты находился где-то далеко, когда на самом деле тебя там физически не было?

 

Обращаясь к колоссянам, Павел использует тот же самый прием: "Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа" (Кол. 2:5).

 

Эти слова не вызывают никаких затруднений. Никто не скажет, что они доказывают существование бессмертной воздушной реальности, которую называют душой. Не имея возможности оказаться рядом со своим другом в какой-то важный момент его жизни, мы можем написать: "Душою я буду с тобой". Однако никто, включая нашего критика, не верит, что, произнося такие слова, мы предполагаем, что в определенный момент времени от нас отлетит какая-то бессмертная субстанция, чтобы оказаться рядом с нашим товарищем. Но если это так, зачем думать, что в упомянутом отрывке Павел излагает учение о бестелесных духах?

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz