На главную страницу

Возражение 66

 

Проповедуя о скором пришествии Христа, адвентисты седьмого дня возбуждают в людях обманчивую надежду и тревогу. На протяжении веков введенные в заблуждение люди не переставали думать, что пришествие Христа близко. Это лучше всего видно на примере Европы 1000-го года новой эры, когда повсюду взволнованные толпы людей с фанатичной горячностью ожидали Второго пришествия.

 

Самый расхожий прием, позволяющий оттеснить на второй план логику и доказательства, - насмешка и презрение. Есть много людей, называющих себя христианами, которые непрестанно высмеивают учение о буквальном скором пришествии Христа, полагая, что это свидетельствует об их более глубоком понимании религиозных проблем. Такие люди уверены не только в том, что это учение проповедуют сбитые с толку фантазеры, но и в том, что все, кто их слушает, безусловно превращаются в нелепых фанатиков. Пытаясь это доказать и не желая вступать ни в какие обсуждения, они делают широкомасштабное заявление, которое приведено в этом возражении, подчеркивая, что история (и особенно 1000-й год) свидетельствует о достойных сожаления и преисполненных фанатичного волнения событиях, связанных с этим учением.

 

Факты говорят о том, что в течение долгих, покрытых мраком веков огромные массы народа совершенно не знали Писания и даже не догадывались о содержании этих богодухновенных страниц, рассказывающих о В тором пришествии. Да, иногда находились ученые, которые на основании исследования Библии выражали определенные мнения относительно близости Второго пришествия. Однако обычно такие воззрения не были четко сфрмулированы. Кроме того, за исключением редких случаев они имели хождение только в пределах монастыря, где, как правило, и пребывали средневековые ученые-богословы.

 

История о том, что по мере приближения 1000-го года Европа находилась в чрезвычайном возбуждении, предвосхищая В торое пришествие Христа, представляет собой совершенно безосновательную легенду. Людям, критикующим учение о В тором пришествии, она очень нравится. Они любят эту легенду так же сильно, как историю о том, что в 1844 году миллериты, фанатично ожидавшие В торого пришествия, якобы облачились в одежды вознесения. По сути дела, обе истории представляют собой главное "доказательство" того, что проповедь о скором пришествии может возникнуть только в результате ложной надежды и фанатичного возбуждения. Нелепые рассказы о событиях, происшедших в 1844 году, были опровергнуты (см. Возражение 57), и также можно поступить с историями о 1000-м годе. Тем, кто хотел бы обратиться к краткому изложению свидетельств, показывающих надуманность этих историй, советуем прочесть статью Джорджа Линкольна Барра (Burr) "1000-й год и предпосылки крестовых походов", напечатанную в журнале "American Historical Review" за апрель 1901 года, с. 429-439 (этот журнал является официальным печатным органом Американского исторического общества). Кратко охарактеризовав некоторые исследования выдающихся историков прошлого века, анализировавших события 1000-го года, Барр отмечает: "Итак, единственным современным свидетельством панических настроений, начавшихся в 1000-м году, оказалось высказывание, сделанное за 40 лет до конца тысячелетия одним парижским проповедником, который объявил эту дату концом мира; впрочем, пророчество это было тотчас опровергнуто и, насколько мы знаем, позабыто" (с. 434). Далее Барр с одобрением цитирует следующие слова одного историка, занимавшегося этим вопросом: "Паника, якобы начавшаяся в 1000-м году, - всего лишь легенда и миф" (с. 435).

 

Гораздо важнее заметить, что на протяжении многих веков большинство христиан почти не испытывало никакого интереса к учению о непосредственном В тором пришествии Христа. Для этого есть две причины.

 

1. В течение всего периода мрачного Средневековья и фактически вплоть до Реформации только духовенство и немногие интеллектуалы располагали копиями Писания. Таким образом, в своей основной массе христиане едва ли могли специально интересоваться этим учением. Это был долгий период папского владычества в духовной сфере.

 

2. В XVIII веке некоторые протестантские лидеры начали учить о том (и их взгляды получили распространение), что пришествие Христа будет духовным, незримым, что это будет сошествие Божественного Духа в сердца людей, для того чтобы постепенно наставить всех на путь праведности. Таким образом, ни у кого не было повода с острым нетерпением ожидать наступления определенного кульминационного события в будущем (относительно того, что пришествие Христа будет духовным, см. Возражение_61). Кроме того, необходимо также отметить, что внимательное изучение многовекового периода истории не позволяет огульно обвинять всех, кто верит в личное пришествие Христа, в безрассудных и фанатичных поступках.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz