|
Возражение 102
Адвентисты седьмого дня фанатично насаждают санитарную реформу и вегетарианство и тем самым ограничивают свободу христиан. По сути дела, своими взглядами на вопросы питания они навлекают на себя осуждение Библии (см. Рим. 14:2; 1 Тим. 4:3).
Когда это обвинение было предъявлено впервые, казалось, что оно отчасти обоснованно, и мы были вынуждены отвечать на него. Однако сегодня, после многих лет медицинских исследований, это обвинение вместо нас опровергают ученые, и обычно, касаясь наших взглядов на спиртные напитки, табак, чай, кофе и т. д., слово "фанатичный" заменяют словами "здоровый" и "научный". То, что обычно называется "пищей", в большей или меньшей степени вредно для тела считают адвентисты и настаивают, что такой "пищи" в нашем рационе не должно быть. Павел спрашивает: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:19) и добавляет: "Ибо вы куплены дорогою ценою . Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий " (6:20).
Употребляя пищу и напитки, которые неизбежно наносят вред здоровью, христианин не вправе утверждать, что исполняет величественную заповедь "прославления Бога и в телах ваших". Библия заявляет, что если кто разорит "храм Божий", того покарает Бог (1 Кор. 3:17).
Своими привычками и обычаями мы должны содействовать усилиям Бога сформировать в нас совершенный христианский характер. Известно, что, употребляя здоровую пищу и напитки, мы во многом способствуем формированию доброго нрава и крепкого телосложения. Но справедливо и обратное.
Апостол Петр ясно показывает, что между пищей и святостью существует прямая связь. Призывая к святости во всех своих поступках, он имеет в виду ветхозаветный текст, в котором говорится о Божьем осуждении тех, кто употребляет нечистую пищу (см. 1 Петр. 1:15, 16; Лев. 11:44-47).
Однако могут спросить: разве Библия не разрешает употреблять некоторые виды мяса, признанные "чистыми"? Да, разрешает, но позвольте, в свою очередь, задать такой вопрос: что бы вы подумали о человеке, который, угождая своему вкусу, стал бы употреблять в пищу какое-нибудь вредоносное растение и, оправдывая свой опасный рацион, стал бы ссылаться на Библию, где сказано, что можно есть всякую траву? (См. Быт. 1:29.) Вы, наверное, ответите, что Книгу Бытие следует читать, помня о том, что в результате проклятия, нависшего над миром, все творение постоянно подвергалось процессу вырождения. Так же обстоят дела и с употреблением в пищу того, что когда-то в Писании было определено как "чистое" мясо. Более того, известно, что мясная пища не входила в изначальный рацион человека (см. Быт. 1:29).
Однако, признавая, что во всех вопросах, на которые не содержится ясного ответа в Писании, каждый человек должен руководствоваться собственной совестью, адвентисты седьмого дня не превращают употребление "чистого" мяса в своего рода критерий принадлежности к Церкви, но призывают ее членов самым тщательным образом изучить вопрос питания в свете Писания и научных открытий, чтобы ни в чем не "осквернить храма Божия". Помня о том, что "Царствие Божие не пища и питие" (Рим. 14:17), мы тем не менее постоянно не должны забывать и богодухновенную заповедь, которая гласит: "Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1Кор.10:31).
Желая последовать этому и другим подобным призывам, адвентисты, вопреки прихотям плотского аппетита, стали сдержаннее относиться к еде и питью. Мы считаем, что тем самым легче сумеем "удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Петр. 2:11), беря пример с Павла, который сказал: "Усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор. 9:27).
В приведенном нами возражении упоминается отрывок из Послания к Римлянам, который в контексте выглядит так: " Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он и падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком те равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим.14:1-5).
Ранее (см. Возражение 36) мы обсуждали этот отрывок в связи с вопросом о святых днях. Мы пришли к выводу, что Павел рассматривает иудейские праздники и ограничения в еде и питье, хотя сам вопрос о еде и питье не обсуждается. Иудейский церемониал включал в себя и определенный режим питания. Существовали, например, дни, когда следовало поститься. Легко предположить, что, приняв христианство, некотор ые иу деи по-прежнему чувствовали потребность чтить такие дни и, следовательно, воздерживаться от пищи или исполнять прочие, связанные с ними, церемониальные требования. В Послании к Колоссянам Павел пишет: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2:16). В данном случае Павел не затрагивает конкретных вопросов о том, что надо есть и пить: он стремится лишь освободить христиан от ограничений, обусловленных церемониальными требованиями, или ложной уверенности в том, что можно обрести спасение благодаря определенному питанию.
Различные исследователи считают, что евреи, рассеянные за пределы своей земли, оказавшиеся в Риме, не могли быть уверены в том, что продукты, которые им приходится покупать, отвечают иудейским нормам и являются чистыми; даже "чистое" мясо не могло быть чистым в церемониальном отношении. Учитывая это, некотор ые иу деи просто отказывались от употребления мяса вообще.
Кроме того, в языческих городах Римской империи нередко случалось так, что сначала какое-то мясо посвящали идолам в качестве жертвоприношения, а затем продавали на рынке. Именно об этом и говорит Павел, обращаясь к Коринфской церкви. Одни христиане не могли есть такое мясо, не испытывая угрызений совести, другие же не были столь щепетильны. Это заставило Павла дать такой же совет, какой он дает и в 14-й главе Послания к Римлянам, призывая снисходительно относиться друг к другу (см. 1 Кор. 8). Некоторые комментаторы считают, что упомянутая 8-я глава, по сути дела, представляет собой истолкование отрывка из Послания к Римлянам (Рим. 14:1-5).
Как упомянутый отрывок соотносится с учением адвентистов о здоровье в свете всего сказанного? Различие между ними таково, каково различие между церемониальными и диетическими соображениями относительно употребления некоторых видов пищи.
А теперь обратимся к отрывку из П ервого послания к Тимофею (1 Тим. 4:1). Прочитаем его в контексте: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:1-5).
Исследователи Библии уверены, что прежде всего этот отрывок относится к гностическим и сходным с ними ересям, которые в ту пору уже начали формироваться. Многие протестантские ученые считают, что в более глубоком смысле он находит свое исполнение в Римско-католической церкви. Доказательство в пользу такой точки зрения выглядит вполне обосновано и убедительно.
Согласно гностикам, учения которых довольно рано пустили глубокие корни в христианской Церкви, материя - явное зло, и пища, которую мы едим, была сотворена не Богом, а низшим божеством. Брак они тоже считали злом. Манихеи, представлявшие собой другую еретическую секту, утверждали, что вино истекает из крови и желчи дьявола (см. комментарий Ланжа (Lange) на 1 Тим. 4:1).
Позднее Римско-католическая церковь, которую, как замечает Гарнак, гностицизм наполовину победил, утвердила догмат о безбрачии духовенства и запретила есть мясо в определенные периоды.
Павел вполне мог предостерегать против такой ереси. Воздерживаться от определенных видов мяса и питья на основании доводов, предложенных гностиками и другими сектами, значило бы самим своим образом жизни одобрять их лжеучения. Ни мы, ни наш критик не могли бы, например, пропагандировать воздержание от вина на основании аргументов, изложенных этими отступниками. Однако, разоблачая доводы гностиков и манихеев, наш критик не стал бы больше верить в пользу воздержания и, быть может, реформы питания.
Также обстоит дело и с нами: мы согласны с Павлом, когда он разоблачает ереси, описанные в приведенном отрывке из Послания к Тимофею (1 Тим. 4:1-4), но в то же время считаем, что было бы неплохо из соображений правильного питания отказаться от некоторых видов пищи и питья.
В заключение хотелось бы заметить, что словом "мясо" в данном отрывке переведено греческое слово "broma" - "пища". В старинной английской фразе "подсядем к мясу" слово "мясо" просто означает пищу. Следовательно, в данном случае Павел говорит не о том, надо или не надо питаться мясом: он стремится предостеречь против еретических доктрин, призывающих христиан "воздерживаться" от различных видов "пищи", причем не в силу каких-либо здравых диетических соображений, а на основании ложных философских языческих доводов. Мы считаем, что если бы Павел воскрес сегодня, он бы очень удивился, увидев, что его предостережение против сформировавшейся в ту далекую эпоху гностической ереси истолковывается применительно ко взглядам на питание, отстаиваемым адвентистами седьмого дня, живущими в XX веке.
|