|
Возражение 94
"Адвентисты седьмого дня учат, что, как и все люди, Христос родился с "грешной природой". Это ясно указывает на то, что Его сердце тоже "лукаво... более всего и крайне испорчено" (Иер. 17:9). Они также "учат, что, осуществляя Свою земную миссию Спасителя человека, Христос мог потерпеть неудачу и что Он пришел в этот мир, "рискуя проиграть и навлечь на Себя вечную гибель". Однако Библия постоянно утверждает, что Христос был свят, "не знал греха" и что Он "не ослабеет и не изнеможет"".
Веками ведутся бесконечные и ожесточенные споры о природе Христа. Это неизбежно, потому что здесь мы сталкиваемся с великой тайной. Библия проливает определенный свет на различные стороны этой тайны, однако не содержит никакого формального ее обсуждения. Богословы, сосредоточивающие внимание на текстах, которые говорят о Христе как "сыне Божием", настолько ослеплены Божественной славой, явленной в этих текстах, что часто просто не замечают других отрывков, касающихся Христа; иные, обращающиеся к текстам, в которых о Христе говорится как о "Сыне человеческом", иногда склоняются к тому, чтобы умалить Божественную природу Христа.
Факты говорят о том, что Христос пребывал среди людей, оставаясь человеком и Богом. Таково историческое учение христианства. Непостижимо? Да. Именно поэтому нам надо действовать очень осторожно, если мы хотим сделать правильные выводы относительно того, каким образом проблема греха и греховной природы человека соотносится со Христом. Что понимается под "греховной природой"? С самого начала Реформации протестанты не могли выработать единого мнения по этому вопросу, однако похоже, что наш критик вообще не испытывает никаких затруднений и, с догматической решительностью прорываясь через тайну природы Христа и тайну греховной человеческой природы, утверждает, что адвентисты седьмого дня повинны в страшной ереси.
В своем исповедании веры адвентисты никогда не делали формального заявления по этому вопросу. Единственное высказывание по данной проблеме, которое существует в нашей литературе и которое можно рассматривать как подлинно авторитетное, являются слова Елены Уайт. Наш критик приводит следующий отрывок из ее книги "Желание веков": "Уподобившись нам, Он [Иисус] был призван показать пример послушания. Для этого Он принял человеческое естество и прошел через выпадающие на долю человека испытания" (с. 24).
Для того чтобы ощутить всю силу ее слов, приведем данный отрывок в более широком контексте: "Сатана выставляет Божественный закон любви законом своекорыстия. Он утверждает, что невозможно повиноваться заповедям закона. Вину за падение наших прародителей и за все горестные последствия он возлагает на Творца, побуждая людей смотреть на Бога как на виновника греха, страданий и смерти. Иисус должен был разоблачить этот обман. Уподобившись нам, Он был призван показать пример послушания. Для этого Он принял человеческое естество и прошел через выпадающие на долю человека испытания. "Он должен был во всем уподобиться братиям" (Евр. 2:17). Если бы нам пришлось переносить то, что не довелось испытать Иисусу, сатана мог бы утверждать, что Божья сила недостаточна для нас. Поэтому Иисус был "подобно нам искушен во всем" (Евр. 4:15). Он перенес все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни единым Своим преимуществом, ничем, что было бы недоступно и нам. Придя на землю человеком, Спаситель боролся с искушением и побеждал силой, данной Ему Богом. Он говорит: "Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:9). Утешая приходящих к Нему, пораженных сатаной, Он открывал людям суть Божественного закона и смысл Своего служения. Вся Его жизнь свидетельствует о том, что и мы способны повиноваться Закону Божьему.
Благодаря Своей человеческой природе Иисус соединился с людьми. Благодаря Своей Божественной природе Он поддерживал связь с престолом Господа. Как Сын Человеческий Он является для нас примером повиновения, как Сын Божий Он дает нам силу повиноваться" (Желание веков, с. 24).
Далее в этой же книге Елена Уайт говорит: "Бог допустил, чтобы Сын Его беспомощным младенцем, подверженным слабости человеческой, пришел в тот мир, где сатана претендовал на владычество. Господь допустил, чтобы Его Сын столкнулся со всеми опасностями наравне со всяким человеком, и допустил, чтобы Он боролся, как борется каждое земное дитя, рискуя потерпеть поражение и обречь себя на вечную гибель" (с. 49).
Такова вера адвентистов, и мы исповедуем это учение, потому что оно не противоречит откровению и разуму. Отметим еще несколько моментов.
1. Павел говорит, что Бог послал "Сына Своего в подобии плоти греховной" (Рим. 8:3).
2. Павел поясняет, что "не Ангелов восприемлет Он [Христос] , но восприемлет семя Авраамово" (Евр. 2:16) и что Он причастен "плоти и крови" (ст. 14).
3. Павел тотчас подтверждает сказанное, говоря: "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям" (Евр. 2:17). Итак, Он должен был уподобиться нам не в чем-то, но "во всем". В Пересмотренном стандартном переводе сказано: "Должен был во всех отношениях уподобиться братиям". Следовательно, Он имел не только Божественную, но и человеческую природу. Но разве наша человеческая природа не подвергается искушению? Если бы это было не так, тогда следующие слова Павла утратили бы свой смысл, ибо он тотчас добавляет: "Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2:18). 4. Павел снова говорит, что Христос, "подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4:15). В Пересмотренном стандартном переводе этот отрывок выглядит следующим образом: "Как и мы, он во всех отношениях подвергся искушению, но при этом не совершил греха". Что же означают слова о том, что Христос был "искушен"? Павел сам отвечает: Христос был искушен "подобно нам".
Стремясь преуменьшить силу данных слов, наш критик заявляет: слово "искушен" применительно ко Христу означает, что Он был "испытан", или "проверен". Однако приведенные тексты подчеркивают, что в данном случае природа искушения была точно такой же, какова природа искушения, которому подвергаются люди. Нельзя, однако, отрицать, что есть и различие: Христос был искушен, но при этом Он не согрешил, чего нельзя сказать о людях. В той или иной степени все мы не сумели устоять перед соблазном. В тексте говорится не о том, что Христос не мог согрешить, а о том, что Он не согрешил. Но если и в человеческой природе согрешить для Него было невозможно, то почему бы Павлу прямо не сказать об этом в рассматриваемых нами текстах? Это было бы великим откровением. Но, заявляет наш критик, если Христос на самом деле имел человеческую природу, способную ко греху, то есть, иными словами, природу, подобную нашей, тогда Он не мог не согрешить, потому что Библия говорит, что "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено" (Иер.17:9). Мы полностью согласны с тем, что человеческое сердце "лукаво" и полно греха, однако эта отличительная особенность, характерная для падшего человечества, не является неизбежной для человеческой природы. Находясь в раю, Адам имел человеческую природу и с самого начала был способен согрешить, однако он оставался безгрешен до того дня, когда неправильно употребил свою свободную волю и принял грех в свое сердце.
Интересно, что Павел особым образом сравнивает Адама, которого он называет "первым человеком Адамом", со Христом, Которого именует "последним Адамом", противопоставляя их друг другу (1 Кор.15:45). "Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:21, 22). Разве это противопоставление и сравнение не указывают нам на решение данной трудной проблемы? Наш праотец Адам проиграл битву с искусителем не потому, что у него было "крайне испорченное" сердце (Творец создал его совершенным), а потому, что он неправильно употребил свою свободную волю и впустил грех в свое сердце. Мы же, его дети, пошли по его стопам. Что касается Христа, этого "последнего Адама", то Он одержал победу над искусителем, и поэтому мы, благодаря обетованым прощению и силе, тоже можем победить. Адам мог победить, но проиграл, Христос мог проиграть, но победил, и в этом их разительное отличие.
Оно усиливается и благодаря тому, что Христос родился среди людей примерно через четыре тысячи лет после того, как грех вошел в этот мир, приняв все то, что таинственным образом ослабляет тело и душу в борьбе с ним. Человек, страдающий расстройством пищеварения, может стать святым, однако его путь на небо окажется довольно мучительным. Человек, у которого слабая нервная система, тоже способен достичь святости, однако как нелегко ему это будет сделать! Им обоим нельзя грешить, и оба не смогут получить оправдания за свой грех, однако если они победят искушения, их победа будет гораздо убедительнее свидетельствовать о торжестве Божьей благодати, явленной в данной Богом свободной воле, чем победа того человека, который не имеет таких недугов. Именно в этом смысле мы вполне обоснованно можем сказать, что по сравнению с поражением Адама победа Христа выглядит еще блистательнее. Христос победил, несмотря на то, что принял на Себя "подобие плоти греховной" вместе со всеми губительными и ослабляющими последствиями греха, которые влияют на тело и нервную систему человека, а также со всеми последствиями, оказывающими воздействие на его окружение ("Из Назарета может ли быть что доброе?" - Ин. 1:46).
Иначе говоря, адвентисты верят, что Христос, "последний Адам", обладал природой, подобной природе "первого человека Адама", то есть такой, которая не была осквернена грехом, но могла ответить на грех и к тому же была ослаблена последствиями воздействия греха на человеческое тело, его нервную систему и окружающую среду - воздействия, не прекращавшегося четыре тысячи лет.
Наш критик чувствует, что единственная возможность отнестись ко Христу с должным почтением и оградить Его от скверны греха заключается в том, чтобы занять позицию, согласно которой Христос и не мог согрешить. Однако способна ли нас утешить и придать нам уверенности личная победа безгрешного Христа над грехом, если во время Своего земного служения Он обрел свободу от греха не благодаря настоящей победе над искушением, а просто из-за невозможности грешить? Тогда нам остается благоговейно склониться перед этим Святым Существом, однако мы уже не можем увидеть в Нем Того, Кто "во всем уподобился братиям", Кто, "подобно нам, искушен во всем" и Кто "может и искушаемым помочь". Если Христос был просто не в состоянии согрешить, то тогда все эти слова теряют смысл.
Мы чувствуем, что воздадим Христу еще больше чести и не бросим на Него и тени подозрения в грехе, если поверим, что Он, хотя и мог совершить грех, если бы захотел, но не сделал этого, и ощущая силу искушения в той же мере, что и мы, Он сознательно сделал Свой выбор: стал на сторону Отца, а не дьявола. Искушение пыталось одолеть Христа, но не нашло никакого отклика в Его сердце. Он сказал: "Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14:30). Он "возлюбил правду и возненавидел беззаконие" (Евр.1:9) и в этом смысле оказался "отделенным от грешников" (Евр.7:26). Без каких-либо оговорок мы принимаем слова Священного Писания о том, что Христос "не знал греха" (2 Кор. 5:21).
Отстаивая такой взгляд на Христа, адвентисты седьмого дня по существу соглашаются с точкой зрения, которую на протяжении многих лет выражали различные богословы. Здесь мы можем упомянуть только некоторых из них.
В своем хорошо известном комментарии на отрывок из Послания к Евреям (Евр. 2:18) Альберт Барнс (Barnes) говорит, что слово "искушен" может означать, что человек испытал "бедствия или страдания" или он подвергся "искушению, когда сознание переживает сильное побуждение ко злу". Затем он добавляет: "Спасителя искушали и тем, и другим образом, причем в самой суровой форме, какую только можно себе представить".
Комментируя Послание к Евреям, Генри Джонс Рипли (Ripley), баптистский богослов и преподаватель семинарии, сто лет назад писал: "О Христе сказано, что Он во всем уподобился человеку и, следовательно, так же, как и люди, во всем подвергся искушению. Находясь на земле и будучи человеком в том подлинном смысле, в каком им является каждый из нас, Он, как и люди, подвергался искушению со стороны сатаны, а также со стороны Своих врагов и мнимых друзей. Искушения были обусловлены Его телесной природой, Его умственными способностями, Его эмоциональной восприимчивостью, а также отношениями с земными родственниками. ...Принимая во внимание любые трудные вопросы, которые могут возникнуть из того факта, что Он был Сыном Божьим, хотя и уничижившимся до человека, мы не должны забывать не менее библейскую истину, согласно которой Он был подобен нам и на самом деле был подвержен тем же немощам и искушениям, которые испытывают люди. ...Если мы испытываем искушение, это еще не доказывает, что мы грешники, - грех начинается тогда, когда мы поддаемся искушению" (Послание к Евреям, 1868, с. 62).
Комментируя выражение "кроме греха" (Евр. 4:15), Макалей (Macaulay), в свое время работавший пастором церкви (Wheaton Bible Church), пишет так: "Это выражение не есть констатация факта, что Он не грешил, не отвечая на искушения. Оно означает, что искушения не коснулись Его безгрешной природы, никак не затронули ее и не взволновали. ...У Него были наши естественные слабости, на которые рассчитывал враг, они и стали мишенью для искушения, но они никогда не приводили к греху" (Devotional Studies in the Epistle to the Hebrews, 1948, p. 70).
Комментируя этот же отрывок из Послания к Евреям, Мозес Стюарт (Stuart), богослов начала XIX века и преподаватель семинарии, пишет: "Он [Христос] обладал настоящей человеческой природой, и поэтому был восприимчив к воздействию различных искушений, хотя никогда не поддавался им" (Комментарий на Послание к Евреям, 1876, с. 336).
Комментируя этот же текст, Брук Фосс Уэсткот (Westcott), англиканский епископ и один из самых известных знатоков греческого языка прошлого поколения, отмечает: "Лучше всего объяснить эту истину можно следующим образом: Христос воспринял человеческую природу, чтобы жить единой жизнью с падшим человеком, хотя и без греховных побуждений" (Послание к Евреям, 1903, с. 108).
Уильям Порчер Дюбос (Dubose), богослов Епископальной церкви и профессор Южного университета (штат Теннесси), в начале XX века писал по поводу этого вопроса: "Мне кажется, лучше всего выразить суть данной проблемы можно словами, которые, по моему мнению, и составляют ясное и недвусмысленное учение Послания к Евреям и вообще всего Нового Завета, а именно, ради нас Господь стал человеком и Своим отношением ко греху полностью принял на Себя наше состояние, тем самым открыв нам возможность так же, как и Он, побеждать грех. Когда мы оставлены наедине со своей природой и собой, грех побеждает и убивает всех нас, но благодаря Божьей силе, которая в Нем пребывала, Он вышел победителем в схватке с грехом, уничтожив его. Он сделал это не как человек, обладающий самодостаточной волей и силой, но как человек, полностью зависящий от Бога. Всемогущую Божью благодать, от которой Он зависел, а также Свою абсолютную зависимость от нее Он претворил в Свою совершенную веру, доступную нам в спасении. Он вновь совершает в нас победу над грехом и смертью, которая первоначально совершилась в Нем Самом" (Цит. A. Nairne в книге The Epistte to the Hebrews, Introduction, p. Ixxviii. The Cambridge Bible for Schools and Colleges).
Касаясь искушения Христа в пустыне, декан Ф. Фаррар (Farrar), чья книга "Жизнь Христа" и другие произведения на протяжении многих лет служили наставлением для благочестивых людей, писал: "Некоторые в своем неудержном и невежественном рвении заявляют, что Он [Христос] не только был по-настоящему безгрешен, но обладал природой, по отношению к которой грех божественным и чудесным образом был просто невозможен. И что же тогда? Если Его великая борьба была всего лишь обманчивой фантасмагорией, то какая нам польза от этого повествования? Если нам приходится сражаться облаченными в доспехи свободной человеческой воли, которые еще на груди наших отцов были изрублены и иссечены множеством жестоких ударов, то разве мы утешимся, увидев, что наш великий Полководец не только победоносно сражается, но и не подвергается никакой опасности, не только остается невредимым, но просто не может быть ранен? Те, кто именно таким образом хочет воздать Ему честь, отнимают у нас живого Христа, Который был не только истинным Богом, но и истинным человеком... Итак, предстает ли это под видом псевдоортодоксии, ложной и фарисейской, направленной только на то, чтобы обнаружить и осудить ересь других, или происходит в результате чрезмерного постыдного благоговения, вырождающегося в чувство рабского страха, - будем осторожны и не станем противоречить ясному учению Писания, а в отношении этого рассказа [искушение в пустыне] - ясному учению Самого Христа, ошибочно предполагая, что Он просто не был подвержен настоящему искушению" (Жизнь Христа, с. 95, 96).
Мы могли бы сослаться на гораздо большее количество сочинений, принадлежащих перу посвященных и сведущих богословов различных конфессий, однако для того, чтобы доказать, что адвентистский взгляд на Христа и искушение не представляет собой какого-то странного еретического учения, достаточно и этого.
А теперь добавим несколько слов относительно отрывка из Книги пророка Исайи, где сказано, что Христос "не ослабеет и не изнеможет" (Ис. 42:4). Это пророчество приводится как доказательство того, что Христос, придя на эту землю, не мог подвергать Себя риску вечной гибели. Зададим несколько вопросов, которые помогут прояснить проблему. Можем ли мы утверждать, что Бог с самого начала знает об исходе того или иного события? Конечно, можем! Следовательно, Он заранее знает, что некоторые грешники будут упорствовать в своем грехе и в конце концов погибнут. Однако вправе ли мы сказать, что Бог отнимает у них свободную волю и делает их гибель неизбежной? Все ответят, что это не так. И еще: Бог заранее знает, что есть праведники, которые останутся неколебимыми в своей праведности и в великий день Господень будут спасены. Однако приводит ли это знание к тому, что они утрачивают свою свободную волю, перестают ощущать настоящее греховное искушение и непременно будут спасены? Мы опять ответим, что это не так. Да, Бог предвидел, что Его Сын "не ослабеет и не изнеможет", однако это предвидение не избавило нашего Господа и Спасителя от искушения.
В заключение повторим еще раз: адвентисты верят, что Христос - истинный Бог и истинный Человек, что Его человеческая природа была подвержена тем же греховным искушениям, каким подвергается и наша, что силой, данной Ему Отцом, Он восторжествовал над искушением и что Его в буквальном смысле можно назвать "святым, непричастным злу, непорочным" (Евр.7:26).
Быть может, в качестве совета будет уместно сказать несколько слов некоторым нашим писателям и проповедникам. Воплощение - великая тайна. Мы никогда до конца не поймем, как можно одновременно быть "Сыном Божиим" и "Сыном человеческим", то есть обладать человеческой и Божественной природой. Равным образом, великой тайной остается и существование греха во Вселенной. Мы, наверное, никогда до конца не поймем природу греха и, следовательно, никогда, по-видимому, полностью не постигнем выражение "греховная плоть", которое часто употребляем, не пытаясь его определить. Говоря о пятне греха или его зародышах, мы должны помнить, что используем метафорический язык. Некоторые критики и особенно те, кто смотрит на Писание через призму кальвинизма, в выражении "плоть греховная" усматривают нечто такое, чего адвентистская теология не предполагает. Таким образом, используя это выражение по отношению к человеческой природе Христа (как это делают некоторые наши писатели), мы рискуем быть неправильно понятыми. Да, это выражение мы трактуем всего лишь как сообщение о том, что Христос "восприемлет семя Авраамово" "в подобии плоти греховной", однако критики не хотят этому верить.
Никогда не следует забывать, что библейские тайны, вернее всего выражены библейским языком. Следовательно, когда нам приходится продвигаться сквозь туман божественной тайны, лучше всего оставаться в надежных границах библейских цитат. Для того чтобы извлечь из этой тайны ее спасительную освящающую силу, нам не следует двигаться дальше. Оставаясь в этих границах, мы наилучшим образом защищаем эту тайну от насмешек скептиков, имя адвентиста - от критических нападок, а самих себя - от возможности заблудиться в тумане.
|