|
Возражение 39
Адвентисты седьмого дня утверждают, что конкретный седьмой день, идущий от сотворения семидневного цикла, - это благословенный день Божий и, следовательно, тот день, который все должны соблюдать как субботу. Однако теперь никто не знает, какой это день. Кроме того, изменения календаря исказили расположение дней.
Прежде чем серьезно рассмотреть это возражение, мы хотели бы спросить нашего критика, почему он соблюдает воскресенье. Если он ответит так, как веками отвечают его единомышленники, мы услышим: "Потому что в первый день недели воскрес Христос". По сути дела, мы никогда не слышали никакого другого ответа. Тогда спросим, уверен ли он, что вместе со своими духовными отцами он соблюдает именно тот конкретный первый день недели, который в семидневном цикле восходит к тому дню, когда воскрес Христос? Вряд ли он ответит отрицательно, так как такой ответ стал бы ужасным обвинением в адрес всех его предшественников, соблюдавших воскресенье и, как правило, стремившихся посадить в тюрьму каждого, кто не воздавал должного почтения воскресному дню. Если ответ будет положительным, то что останется от его точки зрения, согласно которой достоверно определить порядок дней нельзя? Разве можно утверждать, что первый день недели спустя века остался первым, а с седьмым почему-то такого не случилось?
Строго говоря, у нас нет необходимости продолжать дискуссию. Надо иметь достаточно времени, чтобы в серьез рассматривать вопрос о запутанной хронологии, если, конечно, сторонники воскресенья готовы признать, что они сами не уверены, точно ли соблюдают первый день недели. Тем не менее когда все прочие аргументы против соблюдения субботы оказываются несостоятельными, теория неточного исчисления времени приводится столь часто, что нам, наверное, придется уделить ей какое-то внимание.
Есть ли какое-либо доказательство в пользу того, что хронология действительно неточна? Никакого доказательства нет. Просто-напросто предполагается, что когда-то давно однажды утром все проснулись и решили, что понедельник - это вторник или что-нибудь в этом роде. Или при изменении календарной системы дни недели перепутались.
Мы, конечно, не располагаем историческим документом, зафиксировавшим все, что произошло с момента сотворения мира, но знаем, что ко времени распятия Христа "суббота по заповеди" была точно известна и что этот день был промежуточным между днем распятия (пятницей) и днем, когда Христос восстал из мертвых (воскресеньем), седьмым днем недельного цикла. Поэтому нам нет необходимости оглядываться на время до Христа.
Но что можно сказать о веках после пришествия Христа? К счастью, здесь никаких сомнений не возникает. Рассмотрим факты. С новозаветных времен календарь изменился лишь однажды: на смену юлианскому пришел григорианский, по которому мы сегодня живем. Переход к новому календарю был совершен в 1582 году в Испании, Португалии и Италии по повелению папы Григория XIII. Именно поэтому современный календарь называется григорианским. В результате происшедшей перемены в октябре десять дней оказались "лишними", и, таким образом, в странах, перешедших на новый календарь, октябрь 1582 года выглядел так:
Октябрь 1582 г. н.э.
Вс |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
За четвергом 4 октября сразу шла пятница - 15. В результате, несмотря на то, что некоторые числа месяца исчезли, последовательность дней недели не изменилась, а именно недельный цикл и определяет для нас субботу. С течением времени с юлианского (так назывался прежний календарь) на григорианский перешли и другие страны, причем каждая, внося перемены, пользовалась тем же правилом вычета дней из месяца, не затрагивая последовательности дней недели.
Однако на самом деле ситуация еще устойчивее. Пересмотр календаря никак не отразился на неделе, ни у кого и в мыслях не было хоть как-то нарушить недельный цикл. Говоря о разных планах исправления календаря, "Католическая энциклопедия" подчеркивает: "Предлагались самые разные варианты, и лишь об одном ни разу не упомянули: о том, чтобы упразднить семидневную неделю" (Catholic Encyclopedia, vol. 9, p. 251).
Можно ли говорить, что какой-то хронологический период оказался не учтен? Кому это было выгодно? Цивилизация и торговля существовали всегда, и разве нельзя предположить, что те, кто жил до нас, так же хорошо умели вычислять дни, как это делаем мы сейчас? Полнота мудрости и познаний не ограничивается нашим веком. Более того, точная хронология является жизненно необходимым для религиозного богослужения, как христианского, так и иудейского. Христианство и иудаизм существуют с библейских времен по сей день и, вероятно, представляют собой самую точную связь с древностью.
Возможно ли, чтобы все христиане и иудеи, наблюдая за недельным циклом, сбились со счета и утратили точную хронологию всех своих праздничных дней? Но даже если допустить, что такое случилось, можем ли мы поверить, что христиане всего мира и все иудеи во всех уголках земли ошиблись как раз на один и тот же отрезок времени? Приходится не останавливаться ни перед чем, чтобы отстоять идею, будто какой-то временной период действительно был упущен.
А теперь посмотрим на эту проблему с другой точки зрения. Спросим астронома, был ли упущен какой-нибудь хронологический отрезок, не нарушался ли недельный цикл, и он ответит, что такого просто не могло быть.
Прослеживая недельную последовательность вплоть до библейских времен, мы не сталкиваемся ни с какой неопределенностью, а в самой Библии читаем о том, что "по прошествии субботы" настал "первый день недели" - утро воскресенья (Мк.16:1, 2). Если вы ждете воскресенья, чтобы отдохнуть и прийти на богослужение, вы пропускаете субботу, так как, согласно Слову Божьему, воскресенье наступает "по прошествии субботы".
(Ниже мы подробнее рассмотрим этот вопрос.)
|