|
Возражение 32
Если бы Павел жил в наше время, он осудил бы адвентистов седьмого дня, как осудил членов Галатийской церкви (см. Гал. 4:9,10).
Упомянутый отрывок читается так: "Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:9, 10).
Рассматривая Возражение 7, мы выяснили, что рабским игом тяготила людей бесконечная цепь церемониальных обрядов, исполнять которые было особенно трудно, потому что раввины привносили в них бесчисленные уточнения и добавления. Совершенно очевидно, что в данном случае Павел не упоминает о нравственном законе, потому что тот касается лишь одного дня - еженедельной субботы. Павел говорит о церемониальном законе, поскольку только в нем мы находим повеления о том, как соблюдать "дни, месяцы, времена и годы".
Разве мог Павел сказать, что суббота - седьмой день - представляет собой одно из "немощных и бедных вещественных начал" и что, соблюдая ее, мы себя "порабощаем"? Тот же Павел писал Тимофею о том, что "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16), и поэтому апостол воспринимал субботу так же, как и пророки. Исайя, например, возвещает о том, что Господь называет субботу "святым днем" и призывает нас именовать ее "отрадою, святым днем Господним, чествуемым" (Ис. 58:13).
Христос умер на кресте, чтобы искупить людей от греха, освятить их, уничтожить в этом мире всякое подобие греха и возродить мир в его изначальной райской славе. Можно ли допустить, что Христос стремится упразднить субботу, которую Бог благословил и освятил в безгрешной красоте Едемского сада, которая служила Божьему народу знамением Его освящающей силы, соблюдение которой было заповедано как "сыновьям иноплеменников" (Ис. 56:6), так и самим иудеям, и которую надо будет соблюдать на обновленной земле? Противники субботы не делают серьезных попыток честно ответить на этот вопрос.
Но можно задать и другой: если Павел действительно осуждал тех, кто соблюдает субботу, то почему бы ему было не осудить соблюдающих воскресенье? Если в первом случае осуждение возможно, то разве нельзя сказать, что оно в той же мере возможно и во втором?
Однако давайте немного разовьем эту тему. Итак, Павел осуждает тех, кто "наблюдает дни... годы" и т. д. Что касается адвентистов седьмого дня, то характерной особенностью этой Церкви является несоблюдение многих святых дней, например, адвентисты не соблюдают Страстную пятницу и Пасху, хотя и придают огромное значение смерти и воскресению нашего Господа. Мы соблюдаем только один святой день, и совершенно ясно, что Павел не смог бы нас осудить наравне с галатами.
Интересно, что сказал бы апостол сегодня о соблюдающих воскресенье, которые все охотнее отмечают различные памятные религиозные дни и праздники? В одной современной протестантской газете появилась статья под заголовком: "Все большее внимание уделяется Великому посту". Там, в частности, говорится: "Великий пост занимает крайне важное место в календаре Римско-католической, Греко-католической, Епископальной и Лютеранской церквей" и затем добавляет: "В наших церквах Великий пост находит все большее признание". Другая протестантская газета, не довольствуясь призывом к соблюдению воскресенья, Страстной пятницы, Пасхи, Рождества и Великого поста, убеждает соответствующим образом отмечать прочие праздники. В ней высказывается сожаление о том, что "в христианской мысли и церковных календарях дню Вознесения уже не придается надлежащего значения". В передовой статье говорится о преимуществах, которые, с точки зрения автора, приобретают люди, празднующие Рождество, Пасху и другие религиозные праздники, и на этой основе утверждается, что празднование дня Вознесения будет способствовать дальнейшему обогащению духовной жизни христиан.
Точно так же рассуждали и богословы Средневековья, умножая число святых дней и формируя Католическую церковь по тому принципу, который весьма резко осуждали Божьи пророки. И тем не менее эти цитаты мы привели не из трудов какого-нибудь средневекового католического писателя, а из редакционной статьи современной протестантской газеты "Christian Statesman". Эта газета представляет собой официальный печатный орган Национальной реформаторской ассоциации, которая активно стремится к тому, чтобы на законодательном уровне ввести строгое соблюдение воскресного дня во всех Соединенных Штатах и которая заявляет, что говорит от имени почти всех протестантских церквей страны.
Если слова апостола имеют отношение к сегодняшнему дню, мы хотим, чтобы беспристрастный читатель сам решил, кого Павел осудил бы: адвентистов седьмого дня или многочисленные протестантские общины, соблюдающие воскресенье.
Учитывая, что нередко адвентистов седьмого дня считают неполноценными христианами, потому что они не соблюдают Страстную пятницу, Пасху, посты и другие церковные дни и праздники, мы хотели бы спросить: каким образом можно осуждать адвентистов за то, что они не соблюдают различные религиозные праздники и в то же время считать, что Павел осудил бы их за соблюдение таких праздников?
|