|
Возражение 30
"В Новом Завете слово "суббота" встречается около 60 раз, и адвентисты считают, что во всех случаях, кроме одного, речь идет о еженедельной субботе. Они настаивают, что в одном случае, где употребляется то же самое слово, обозначающее субботу (Кол. 2:16), речь идет о чем-то другом. Почему они так считают? Быть может, потому, что именно этот стих... полностью опровергает все их аргументы относительно необходимости соблюдения субботы христианами?"
Выдающиеся комментаторы Библии, которых мы процитировали, отвечая на предыдущее возражение, признают, что в 59 случаях речь идет о еженедельной субботе, однако в то же время заявляют, что в 60-м отрывке имеются в виду годовые субботы. Тем не менее у них нет никакого интереса доказывать что-нибудь в пользу еженедельной субботы, поскольку все они соблюдают воскресенье.
Не секрет, что греческое слово, переведенное как "суббота" в Новом Завете, означает просто "отдых" и не содержит никаких указаний на то, о каком именно отдыхе идет речь и какой день имеется в виду. Христиане, говорящие на греческом языке, правильно определили смысл этого слова на основе контекста (так поступаем и мы со многими словами). Для того чтобы пояснить сказанное выше, отметим, что слово "день" требует определенного контекста, который позволял бы определить, о каком периоде времени идет речь. Это может быть светлая часть суток, все сутки целиком или какой-то неопределенный период, который имеется в виду, когда мы, например, говорим о "великом дне и эпохе, в которой живем". Однако если какой-нибудь писатель 59 раз употребляет слово "день" как обозначение суток, это вовсе не означает, что, употребив его в 60-й раз, он будет иметь в виду тот же самый период времени. Все решает контекст. Если, например, какой-нибудь автор написал: "День клонился к закату, и на западе горизонт заалел отраженным светом заходящего солнца", то можно сказать, что упоминание о зареве и заходящем солнце вполне ясно указывают, что под словом "день" подразумеваются не сутки, а только их светлая часть. Если автор 59 или даже 559 раз употребил это слово в значении "сутки", нам все равно надо признать, что в данном случае речь идет только об их светлой части.
По сути дела, в рассматриваемом нами случае мы должны прийти к выводу, который прямо противоположен выводу нашего оппонента. Он признает, что в 59 случаях, когда упоминается "суббота", речь идет о еженедельной субботе - седьмом дне. Ни один из упомянутых текстов никак не предполагает, что эта суббота утратила, утрачивает или собирается утратить что-либо из той святости, которая ее до сих пор отличала. Следовательно, если Новый Завет на самом деле учит о том, что суббота упраздняется, такое учение должно содержаться в последнем, 60-м отрывке.
Сейчас мы не говорим о том, что кто-то всерьез пытался обосновать мысль об упразднении субботы ссылками на какой-либо из упомянутых 59 отрывков. Ограничиваясь упоминанием 60-го отрывка (Кол. 2:16), критики открыто полагаются на "именно этот стих", который якобы "полностью" разбивает все адвентистские "аргументы относительно необходимости соблюдения субботы христианами".
Одному отрывку они придают чрезвычайно большое значение, однако мы с удивлением обнаруживаем, что спор о значении слова "суббота" в Новом Завете, с их точки зрения, можно свести именно к нему. Если он на самом деле учит об упразднении субботы, то представьте, какое потрясение пережили бы христиане, разбросанные по всей Римской империи, если бы Послание к Колоссянам в виде рукописных копий попало в другие церкви. Они, наверное, говорили бы примерно так: "Мы прочитали все Писание от Моисея до Малахии, и везде подчеркивается необходимость святить субботу - седьмой день, о которой говорится в Декалоге. Мы прочитали много отрывков о субботе в трудах апостолов, но нигде не обнаружили даже намека на то, что суббота упразднена на кресте. Почему они не сделали этого во всех 59 отрывках?"
Но считали ли первохристиане необходимым поднимать такой вопрос? Нет. Из сочинений апостолов они знали, что Христос упразднил церемониальные ритуалы и обряды и, кроме того, им, как почти всем в Римской империи, было известно, что эти обряды включали в себя правила, касающиеся пищи, пития, различных праздников, новомесячий и годовых суббот. Поэтому остается спросить: когда в Послании к Колоссянам они читали, что обряды, касающиеся всего перечисленного, упраздняются, к какому выводу относительно значения суббот они могли бы прийти на основании контекста? Каков был бы их вывод? Он был бы точно таким же, какой сделали бы мы, если бы, прочитав 59 отрывков, в которых говорится о "дне" в смысле суток, наткнулись на 60-й, где о "дне" говорилось бы в контексте вечерней зари и заходящего солнца. Они пришли бы к выводу, что речь идет о другом периоде времени и что Павел говорит о годовых субботах.
|