На главную страницу

Возражение 23

В Книге Исход (Исх. 31:14) написано, что нарушающие субботу должны быть побиты камнями до смерти. Неужели вы считаете, что и сегодня надо применять это наказание? Если же вы скажете, что оно уже упразднено, то тем самым признаете и упразднение субботы, так как закон не имеет силы, если не предусматривает никакого наказания за его нарушение.

 

Далее (Исх. 35:3) мы читаем, что в субботний день в жилищах нельзя зажигать никакого огня. Если вы считаете, что закон о соблюдении субботы до сих пор действует, почему в этот день вы зажигаете огонь?

 

Первый из двух приведенных отрывков гласит: "И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тогда будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего" (Исх. 31:14). Обратившись к Книге Второзаконие (Втор. 13:6, 10; 21:18,21; 22:21-28), а также к 20-й главе Книги Левит, читатель найдет целый перечень повелений, утверждающих, что смерти подлежат идолопоклонники, те, кто бунтует против родителей, кто совершает прелюбодеяние, кровосмешение, кто проклинает отца и мать, - одним словом, все, кто нарушает нравственный закон. Кто-то подсчитал, что не менее девяти заповедей Декалога упоминаются в связи с наказанием смертью, которое предусматривается за их нарушение.

 

А теперь спросим нашего критика: считает ли он, что смерти подлежит, например, идолопоклонник или сын, проклинающий отца? Конечно же нет, ответит он. Тогда, следуя его логике, можно предположить, что он, отвергая такую форму наказания сегодня, вероятно, не видит ничего плохого в идолопоклонстве или в проклятии, которое сын обрушивает на отца. Хотя такой вывод не только неразумен, но просто чудовищен, но все-таки еще неразумнее утверждать, что поскольку современные почитатели субботы не признают наказание смертью за ее нарушение, то, следовательно, закон о субботе упраздняется. Такая логика аргументов доказывает слишком многое, поэтому не доказывает ничего.

 

Мы согласны с тем, что закон, не предусматривающий никакого наказания за его нарушение, не имеет силы, однако отсюда не следует, что, отвергая побиения людей камнями, мы тем самым признаем, что нарушающим субботу или любое другое повеление Закона Божьего вообще не грозит никакое наказание.

 

Что касается наказания, то единственное различие между древними иудеями и нами заключается в сроках этого наказания. Когда Бог управлял народом напрямую, Он наказывал тотчас, но теперь грешнику предстоит дожидаться последнего великого дня суда (см. Евр. 10:26-29).

 

Таким образом, нарушитель субботнего покоя не должен пребывать в безмятежности, видя, что Бог не наказал его немедленно за нарушение четвертой заповеди Декалога, возвещающей, что седьмой день - это суббота Господа Бога, Творца неба и земли.

 

Рассказывают об одном безбожнике, которому особенно нравилось демонстративно нарушать заповедь о субботе. Он жил в той местности, где другие фермеры благочестиво ее соблюдали. Наступил октябрь, он собрал урожай и обнаружил, что у него в закромах зерна оказалось больше, чем у соседей. Однажды, встретив на улице служителя, праздновавшего субботний день, он рассказал ему об этом, не скрывая злорадства . В ответ он услышал лишь одну фразу: "Бог не всегда все решает в октябре". Лучшего ответа нельзя было придумать.

 

Те, кто верно соблюдает заповедь о субботе, ожидают последнего суда, чтобы получить полную награду за свое повиновение Богу, Творцу всей земли. Нарушителю субботнего дня тоже следует ждать этого суда, чтобы получить окончательное возмездие за несоблюдение ясно выраженной Божьей заповеди. Писание говорит нам о том, что нарушение Закона Божьего - грех (см. 1 И н. 3:4), а возмездие за грех - смерть (см. Рим. 6:23). Разве это недостаточное наказание?

 

Но что можно сказать о зажигании огня в субботу? В Книге Исход читаем: "Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы" (Исх. 35:3).

 

Дадим краткий ответ.

 

1. Запрет зажигать огонь в субботу не является частью четвертой заповеди Декалога, а именно его заповеди мы считаем нравственными и, следовательно, обязательными всегда.

 

2. Израилю были даны многие гражданские и церемониальные законы с ограниченным сроком применения. Были, например, законы, в которых говорилось о том, как надо обращаться с рабом (см. Исх. 21:1-11). Сегодня наш критик не станет расценивать эти законы как оправдание современного рабства. Он согласен с теми, кто соблюдает субботу, считая, что многие законы, данные Израилю через Моисея, соотносились с уровнем нравственного развития или с какой-нибудь конкретной ситуацией, существовавшей в определенном регионе. В этом и заключается основное различие между нравственными заповедями Декалога, которые Бог Сам дал Израилю на Синае, и множеством других законов, данных через Моисея.

 

Если наш критик считает себя вправе, отбросив закон о рабах, утверждать, что девять из десяти заповедей Декалога по-прежнему остаются в силе, то разве мы не можем с тем же основанием, отбросив закон о запрете огня в субботу, утверждать, что в силе остаются все Десять Заповедей Декалога?

 

3. Из контекста неясно, распространялся ли запрет зажигать огонь в субботу на какую-либо другую ситуацию, не связанную со странствованием по пустыне. Это повеление предваряет целый ряд других, касавшихся сооружения скинии и просуществовавших ровно столько, сколько потребовалось времени на ее построение. Сами иудеи никогда не были единодушны относительно того, распространяется ли этот запрет на период, последовавший после странствования по пустыне, или нет.

 

В пустыне, как правило, достаточно тепло, и для защиты от болезней огонь вряд ли требовался. Израильтянам было сказано, что в шестой день они должны печь и варить столько манны, сколько потребуется для еды в субботу, и, следовательно, зажигать огонь для приготовления пищи в этот день не было необходимости.

 

Кроме того, в те времена выражение "зажигать" огонь означало начинать весьма серьезную и долгую работу. Комментируя отрывок Исх. 35:3, исследователи отмечают: "В раннюю эпоху зажигание огня требовало немалого труда. Обычно для этого терли друг о друга две палки или над доской в ложбинке быстро вращали ладонями круг. Огонь загорался далеко не сразу. Более того, поскольку в Аравии и Палестине тепла хватало, огонь зажигали только для приготовления пищи, что требовало излишнего труда... Иудеи обычно считают, что это повеление носило временный характер" (Pulpit Commentary).

 

В свете сказанного остается спросить: каким образом запрет на зажигание огня может пробудить хоть какое-то сомнение в нравственной глубине и незыблемости четвертой заповеди?

На главную страницу
Hosted by uCoz