|
Возражение 14
Адвентисты седьмого дня постоянно проповедуют, что надо хранить Божьи заповеди и исполнять закон, как будто в этом и состоит истинная религия, как будто тем самым приобретается пропуск на небеса. На самом же деле у христианина нет ничего общего с законом, он целиком и полностью живет благодаря Божьей благодати, которую обретает через веру в Евангелие Иисуса Христа. Так, и только так человек может оправдаться перед Богом и приготовиться для вечности.
Да, мы на самом деле проповедуем, что человек должен исполнять Божьи заповеди, однако с той же силой мы проповедуем, что единственная надежда на небо кроется в Божьей благодати, которая дается в Евангелии. Следовательно, между этими двумя утверждениями нет никакого противоречия, что мы и попытаемся показать. Прежде всего обратим внимание на то, каким образом эти сходные утверждения относительно послушания излагаются в Ветхом и Новом Заветах:
Ветхий Завет
|
Новый Завет
|
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:16, 17). |
"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5:19). |
"И исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему.. За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:3-5). |
"Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" (Мф. 15:3). |
"Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля" (Исх. 19:5). |
"Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:17) |
"Но люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18). |
"Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим". Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого" (Мк. 7:7, 8). |
"И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов" (1 Цар. 15:22). |
"Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14:21). |
"Возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков" (4 Цар. 17:13) |
"Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого" и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя"" (Рим. 13:9). |
"Но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо"" (Иер. 7:23). |
"Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании... Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак. 1:25; 2:12). |
"Ибо отцов ваших Я увещевал постоянно с того дня, как вывел их из земли Египетской, до сего дня; увещевал их с раннего утра, говоря: "слушайтесь гласа Моего"" (Иер. 11 :7). |
"Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 Ин. 5:2, 3) |
"Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!" (Дан. 9:4). |
"Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр. 14:12). |
А теперь посмотрим, что говорят Ветхий и Новый Заветы о Божьей благодати, которая обретается благодаря вере в Евангелие Иисуса Христа. В силу того, что значимость отдельных ветхозаветных эпизодов раскрывается при помощи пояснений новозаветных авторов, колонка, озаглавленная "ветхозаветные времена", содержит некоторые отрывки из Нового Завета.
Ветхозаветные времена
|
Новозаветные времена
|
"И вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3.15). |
"Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21). |
"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще" (Евр. 11-4). |
"И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). |
"Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере" (Евр. 11:7). |
"На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38). |
"И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22:18). |
"Вы - сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: "и в семени твоем благословятся все племена земные"... И нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 3:25; 4:11, 12). |
"Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность". Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха"... Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам" (Рим. 4:2-8, 16). |
"И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:30, 31). "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, лотом и Еллину" (Рим. 1:16). "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божий, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия" (Рим. 3:21, 22). |
"Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" И не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его" (Втор. 30:11 - 14). (Цитируя этот отрывок из Второзакония, Павел предваряет его так: "А праведность от веры так говорит" (Рим. 10:6). |
"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5:1,2). "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" (1 Кор. 15:10). "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:4 - 9). |
"Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня... Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50:3, 4, 12, 18, 19). |
"Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (Тит. 2:11). "И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр. 22:17). |
Исследовав ветхозаветные и новозаветные отрывки, касающиеся послушания и благодати, мы можем сделать следующие выводы:
1. На протяжении всей земной истории Бог дает лишь одно правило тем, кто желает стать Его детьми и обрести небо: это правило заключается в послушании Его заповедям;
2. Равным образом на протяжении всей истории существовало и существует только одно средство, с помощью которого человек может очиститься от греха своего прошлого непослушания и проявить истинное послушание в будущем: таковым средством является Божья благодать и сила, которые обретаются по вере в Евангелие. Ответив на несколько вопросов, мы еще больше убедимся в обоснованности этих выводов.
1. Каким образом грех стал присущ человечеству? Ответ: нарушением в Едеме Божьей воли, Его святого повеления.
2. Где эта воля нашла свое наиболее сжатое выражение? Ответ: в Его святом законе, Декалоге.
3. Как относится мятежный человек к Закону Божьему? Ответ: "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7).
4. Как грех определяется в Библии? Ответ: "Грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4).
5. Многие ли из нас являются грешниками? Ответ: "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
6. Каково наше положение перед Богом? Ответ: "Виновны пред Богом" (Рим. 3:19).
7. Может ли человек избавиться от вины за свои прошлые грехи и оправдаться перед Богом, точно следуя Закону Божьему? Ответ: "Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3:20).
8. Какую цель преследует закон по отношению к виновному человеку? Ответ: "Законом познается грех" (Рим. 3:20). "Ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15).
9. Что такое Евангелие? Ответ: Благая весть о том, что Христос пришел умереть за наши грехи и даровать людям Божью благодать (см. Мф.1:21; 2 Кор. 5:18-21).
10. Что такое благодать? Ответ: незаслуженное человеком Божье благоволение, проявляющееся в том, что Бог спасает и сохраняет его.
11. Как Божья благодать проявляется по отношению к виновному человеку? Ответ: 1) предоставлением ему тех средств, с помощью которых он может освободиться от вины за свои прошлые грехи; 2) освобождением его от "плотских помышлений" и бесчувственного сердца, которые суть "вражда против Бога" и которые "закону Божию не покоряются", и дарованием нового сердца и новых помышлений, благодаря чему человек с радостью стремится исполнить Божью волю (см. Рим. 8:7; Евр. 8:10).
12. Каким образом человек освобождается от вины за прошлые грехи? Ответ: "И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1 Ин. 3:5). "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе... в прощении грехов, соделанных прежде" (Рим. 3:24, 25).
13. Каким образом виновный человек может очиститься? Ответ: верою во Христа. "Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).
14. Что происходит с кающимися грешниками в тот момент, когда они верою принимают Христа? Ответ: для них исполняется обетование Нового Завета: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом" (Евр. 8:10).
15. Что происходит, когда святые требования Закона Божьего и требование послушания запечатлеваются в
наших мыслях и сердцах? Ответ: Христос "осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:3,4).
16. Как еще описывается эта чудесная новая жизнь, наступившая для прощеного грешника? Ответ: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20).
17. Если Христос отдал Свою жизнь за нас, то каково должно быть наше отношение к Закону Божьему? Ответ: такое же, как у Христа.
18. Как Христос относился к Закону Божьему? Ответ: "Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:9).
19. Каким образом прощеный грешник показывает, что он больше не враждует с Богом, но воистину любит Его? Ответ: проявляя по отношению к Богу послушание, которое прямо противоположно бунту против Него. "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его" (1 Ин. 5:3).
20. Как можно кратко охарактеризовать принципиальное различие между грешником и прощеным чадом Божьим? Ответ: охарактеризовать можно следующим образом:
Грешник
|
Прощеное дитя Божье
|
"Вражда против Бога". |
В гармонии с Богом. |
"Помышления плотские". |
"Не по плоти, но по духу". |
"Закону Божию не покоряются". |
Закон Божий в уме и сердце. |
Подвластен сатане (см. Рим. 6:16), источнику всякого мятежа. |
В нем живет Христос, в сердце Которого находится закон Отца. |
Таким образом, становится совершенно ясно, что между законом и благодатью, между послушанием святому
Закону Божьему, которое является истинным отличительным признаком Божьих детей, и спасением от греха с помощью Божьей благодати, явленной в искупительной жертве Христа, не существует никакого противоборства. Мы спасены от греха, то есть нарушения закона, для того чтобы мы могли жить в послушании, то есть соблюдая этот закон. Ни один грешник не взойдет на небо. Для "святых", ожидающих Второго пришествия Христа, характерны две важные особенности:
1. Они соблюдают "заповеди Божий";
2. Они хранят "веру в Иисуса" (Откр. 14:12).
Стремясь приготовить себя и других людей ко Второму пришествию, адвентисты проповедуют, что человек должен "соблюдать заповеди Божий" и хранить "веру в Иисуса". Таким образом закон и благодать сочетаются, и поскольку хранится "вера в Иисуса", появляется возможность соблюсти "Божий заповеди".
|