Возражение 2
Адвентисты стремятся доказать, что в Библии два закона: нравственный и церемониальный. Однако на самом деле существует только один закон.
Логика данного возражения такова: существует только один закон; Библия ясно говорит об упраздненном законе, и, следовательно, упразднены все Десять Заповедей, в том числе и четвертая, на которой адвентисты основывают свое учение о субботе.
Поскольку на учении о существовании якобы только одного закона возводится так много ложных теорий, его надо рассмотреть подробно.
Слово "закон" используется в Библии по-разному. В выражении "закон и пророки" под словом "закон" почти всегда понимаются Книги Моисея, поскольку именно в его сочинениях наиболее полно изложены Законы Божьи. И тогда слово "закон" используется без какого-либо указания на конкретное установление, то есть как общий термин, обозначающий все законы. С другой стороны, этим словом часто обозначается тот или иной конкретный свод установлений, например, нравственный закон или церемониальный закон.
Если мы станем утверждать, что каждый раз, когда в Библии используется слово "закон", под ним подразумевается одно и то же, в наших доводах будет ровно столько же смысла, как если бы мы стали утверждать, что всякий раз, когда в Библии встречается слово "день", речь идет об одном и том же периоде времени. На самом же деле это слово может означать:
1) светлую часть 24-часового цикла, которая воспринимается как день в противоположность ночи;
2) 24-часовой период, то есть сутки как одна седьмая часть недели;
3) неопределенный период времени, как например, в выражении "вот, теперь день спасения".
Что подумали бы мы о человеке, который, основываясь на отдельных библейских текстах, в которых говорится об окончании дня, стал бы доказывать, что день спасения кончился?
Библия действительно говорит о том, что "закон" был "упразднен" Христом (см. Еф. 2:15). Однако Павел, который это написал, в то же время возвещает: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31). Контраст между этими двумя высказываниями еще более усиливается, если мы вспомним, что в обоих случаях Павел использует одно и то же греческое слово, переведенное как "упразднять" и "уничтожать". У данного слова (katargeo) несколько значений: "делать недействительным", "прекращать", "покончить", "отменять", "упразднять". Однако можно ли предположить, что, обращаясь к одной церкви, богодухновенный автор Павел говорит о том, что "закон" "упразднен", но, обращаясь к другой, восклицает "никак", в обоих случаях предполагая, что речь идет об одном и том же законе? По всей вероятности, он говорит о двух разных законах. Этих двух текстов уже достаточно, чтобы показать всю ошибочность довода, согласно которому Библия говорит только об одном законе.
Первая формальная запись свода божественных законов, предназначенных для человека, была сделана во времена исхода, когда Бог во имя Свое избрал народ и направил его в землю обетованную. В предыдущие века не существовало никаких писаний, еще ни одна из 66 библейских книг не была написана. Используя Моисея, Бог начал давать людям откровение для наставления и руководства, и с этого дня все Божьи слова, обращенные к человеку, включая Его законы (за одним удивительным исключением) были записаны людьми, пророками. Упомянутое исключение представляет собой кодекс, который Бог возвестил людям Своим собственным голосом. Священная история не знает ни одной другой заповеди, которую Бог возвестил бы человеку во всей Своей сверхъестественной пламенеющей славе. Касаясь этого единственного в своем роде величественного события, Моисей возвестил Израилю: "Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?" (Втор. 4:32, 33).
После того как Бог возвестил Свой закон, или "Десятословие", Он "более не говорил" (см. Втор. 4:13; 5:22). Проповедь завершилась, она представляла собой единое целое, и не было ничего, что Бог захотел бы добавить. Затем Своей рукой Он начертал ее "на двух каменных скрижалях" (Втор. 5:22). В истории человечества нет ни одного документа, который носил бы на себе следы Божьей руки. "Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий" (Исх. 32:16). Запечатленное на каменных скрижалях Бог назвал "закон" (см. Исх. 24:12).
А затем последовало еще одно драматическое событие, которое стало следствием возвещения и написания этого "закона". С двумя скрижалями в руках Моисей спустился с горы. Он нес Израилю вечную запись тех внушающих благоговейный трепет заповедей, которые возвестил небесный Бог. Увидев, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, Моисей в негодовании бросил скрижали наземь и разбил их, демонстрируя тем самым, что израильтяне нарушили Божественные законы.
Быть может, Господь повелел Моисею вместо разбитых скрижалей сделать копию закона? Нет. Господь во второй раз написал Десять Заповедей на новых каменных скрижалях. Можно предположить, что речь идет об очень уникальном законе, поскольку Сам Бог дважды начертал его на камне. Он доверял Своим пророкам, давая им возможность провозглашать жизненно важные для людей вести, но Десять Заповедей Он написал Сам.
Своего рода средоточием и самым священным предметом в религиозном служении, которое Бог утвердил для израильтян, был ковчег завета, над которым сиял святой свет Божественного присутствия. Когда во время странствий возникала необходимость перенести ковчег на другое место, никто не отваживался к нему прикоснуться, чтобы не умереть. И вот в этот самый священный из всех священных предметов святилища Бог повелел Моисею положить каменные скрижали (см. Втор. 10:5). Никакой другой свод законов туда помещен не был. "В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве" (3 Цар. 8:9).
Итак, мы еще раз видим, что данный кодекс воспринимался как основа завета между Богом и израильтянами. Те, кто стремится противопоставить себя библейскому учению о вечности нравственного закона (учению, в которое верят адвентисты), пытаются обосновать свою точку зрения с помощью этого факта (см. Возражение_5), однако они упускают из виду следующее: уже сам факт того, что Десять Заповедей описываются как уникальное основание завета, еще раз доказывает, что Декалог - это весьма самобытный свод законов, который нельзя смешивать ни с каким другим. Моисей сказал Израилю, что Бог "объявил вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях" (Втор. 4:13).
А теперь давайте подытожим исторические факты, касающиеся Закона Божьего.
1. Бог Своим голосом возвестил этот закон всему Израилю - никакой другой закон не был дан таким образом. "И более не говорил".
2. Бог начертал Декалог Своей рукой, и это был единственный Закон, который Он когда-либо Сам написал для человека.
3. Бог начертал этот Закон на камне, и Сам этот камень приготовил - подобным образом был запечатлен библейский Закон.
4. Бог повелел Моисею спуститься с горы на виду у всего Израиля, держа в руках две каменные скрижали с Десятью Заповедями.
5. Бог Сам переписал Закон после того, как Моисей разбил первые скрижали.
6. Бог повелел Моисею поместить скрижали в ковчег завета: единственный Закон, которому были оказаны такие почести.
7. Бог возвестил, что эти заповеди являются Его "заветом": единственный Закон, который был так назван. Тем не менее наши противники заявляют, что они не могут найти в Библии никаких указаний на то, что Декалог представляет собой особый свод законов, который нельзя смешивать ни с каким другим. В ответ мы хотели бы спросить: если бы наши оппоненты имели возможность сами решать, каким образом надо было дать этот закон, и если бы они хотели привести убедительное доказательство в пользу того, что закон этот особый, смогли бы они сослаться на что-либо более основательное?
В то же время надо сказать, что Декалог не был единственным Законом, который Бог дал на Синае. Люди получили законы, которые называют церемониальными и в которых содержатся правила совершения религиозного обряда, предписанного иудеям; это, в частности, касается жертв и приношений, годовых праздников и обязанностей священства. Книга Левит посвящена их описанию. Кроме того, были и гражданские законы, необходимые для того, чтобы управлять иудеями как народом: например, законы о браке, разводе, о рабах и собственности (см. Исх. 21). В той мере, в какой к этому были готовы израильтяне, и насколько им это позволял а их духовная непросветленность, Господь отразил в упомянутых гражданских законах совершенный идеал, выраженный в Декалоге. Закон о рабах показывает, каким образом высокий нравственный принцип соразмеряется с низким духовным уровнем народа. Что касается закона о разводе, то здесь Христос возвестил: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф. 19:8; см. Мк. 10:4-6).
Однако церемониальные и гражданские законы не были даны Израилю непосредственно Богом. Писание ясно говорит о том, каким образом Он сделал эти законы известными, кто их написал и куда они были помещены.
1. Сказав, что Господь написал Декалог "на двух каменных скрижалях", Моисей тотчас добавляет: "И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам" (Втор. 4:13,14). Более поздние библейские авторы проводят то же самое различие: "И не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей" (4 Цар: 21:8).
Обращаясь к Господу и вспоминая события на Синае, пророк Неемия тоже говорит о том, что одни законы были возвещены Богом, а другие даны Израилю через Моисея: "И снисшел Ты на гору Синай, и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу, и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея" (Неем. 9:13, 14).
2. "И написал Моисей закон сей" (Втор. 31:9).
3. "Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя" (Втор. 31:24-26). На основании слов "положите ее одесную ковчега завета Господа" (в английской Библии короля Иакова: "Положите ее в сторону ковчега завета". - Прим. пер.) можно предположить, что книга была помещена в ковчеге, однако в таком случае эта фраза противоречила бы уже приведенному нами библейскому отрывку, согласно которому в ковчеге находился только Декалог. (В Пересмотренном переводе читаем: "Положите ее у ковчега". С таким переводом комментаторы согласны.)
Ввиду того, что церемониальный закон и гражданские законодательные акты были написаны Моисеем, который и дал их народу, в Библии они обычно называются "законом Моисея". Приведем некоторые примеры:
1. Священники должны приносить всесожжения Господу "как написано в законе Моисеевом" (2 Пар. 23:18).
2. Священники совершают Пасху "по закону Моисея" (2 Пар. 30:16).
3. Построение жертвенника всесожжения "как написано в законе Моисея" (Езд. 3:2).
4. Разрушение Иерусалима совершилось "как написано в законе Моисея" (Дан. 9:13).
5. "Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве [Синае] для всего Израиля" (Мал. 4:4).
Довольно часто упоминая о законе, Новый Завет также проводит то же самое различие между Декалогом и теми законами, которые были даны через Моисея. Приведем следующие упоминания о законе, который касается обрядов и церемоний и который иногда называется "законом Моисея", а иногда просто "законом".
1. "Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев..." (Ин. 7:23).
2. "Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев" (Деян. 15:5).
Ниже в этой же главе, когда о требованиях фарисеев упоминается еще раз, просто говорится, что "должно обрезываться и соблюдать закон" (15:24). Этот пример хорошо показывает, что, употребляя слово "закон", новозаветный автор мог иметь в виду закон вполне конкретный и в данном случае "закон Моисея". Обычно контекст вполне позволяет определить, о каком законе идет речь. Если в Новом Завете необходимость обрезания ставится под вопрос (и часто является предметом спора), вполне достаточно назвать свод законов, предписывающих обрезание, просто "законом", то есть законом обрядов и церемоний, который дал Моисей.
3. "Упразднив... закон заповедей, содержащийся в постановлениях" (Еф. 2:15, англ. пер.).
4. "Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа" (Евр. 7:5).
5. "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр. 7:12).
6. "Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи" (Евр. 7:28).
7. "Потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары" (Евр. 8:4).
8. "Да и все почти по закону очищается кровью" (Евр; 9:22).
9. "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними" (Евр. 10:1). В Десяти Заповедях нет указаний и никаких сведений о всесожжениях, Пасхе, построении жертвенника, о наказаниях, которые могут обрушиться на Израиль из-за непослушания, а также об обрезании и порядке служения священников, и тем не менее Библия часто говорит о том, что такие наставления дает "закон". Этот закон - закон церемониальный, который в Библии назван "законом Моисея".
"Моисеев закон", конечно же, был и Божьим законом, потому что Бог был автором всего, что написал Моисей. Учитывая это, мы уже не удивляемся, что - по крайней мере иногда - библейский автор называет закон Моисея "законом Господним", хотя таких случаев немного. В качестве примера можно привести отрывок из Лк. 2:22, 23, где обе фразы использованы для того, чтобы обозначить один и тот же закон. Тем не менее нигде в Библии Декалог не называется законом Моисея.
А теперь приведем отдельные характерные новозаветные ссылки на другой Закон, который касается не обрядов и церемоний, а нравственных вопросов - Закон Десяти Заповедей, иногда называющийся просто заповедями.
1. "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:17). После этого Христос сразу называет некоторые из Десяти Заповедей.
2. "Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лк. 23:56).
3. "Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай"" (Рим. 7:7).
4. "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: "не прелюбодействуй", сказал и: "не убей"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак. 2:10-12).
5. "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4). Речь идет о беззаконии, то есть о нарушении закона, но какой закон здесь имеется в виду? Никто в христианскую эру, конечно же, не верит, что нарушение закона, касающегося обряда и церемоний, представляет собой грех, и тем не менее Иоанн предостерегает нас, говоря, что нарушение "закона" - грех. Он не чувствовал необходимости объяснять, какой "закон" он имел в виду, и это очень красноречиво свидетельствует о существовании закона, который был известен всем читателям Иоанна и являлся нравственным мерилом жизни. Какое смятение и ужас породили бы его слова среди христиан I века, если бы они решили, что речь идет только об одном законе, который представляет собой смесь церемониальных и нравственных наставлений! И что в христианскую эру нарушение такого закона является грехом! В заключение вкратце напомним некоторые библейские высказывания, касающиеся нравственного и церемониального законов.
Нравственный закон |
Церемониальный закон |
Возвещен Самим Богом (Исх. 20:1,22) |
Возвещен Моисеем (Исх. 24:3) |
Написан Богом (Исx. 31:18; 32:16) |
Написан Моисеем (Исх. 24:4; Втор. 31:9) |
На каменных скрижалях (Исх. 31:18) |
В книге (Исх. 24:4, 7; Втор. 31:24) |
Передан Моисею Богом, его Автором (Исх.31:18) |
Передан левитам Моисеем (Втор. 31:25, 26) |
Помещен Моисеем "в ковчег" (Втор. 10:5) |
Помещен левитами "одесную ковчега" (Втор. 31 :26) |
Касается нравственных наставлений (Исх. 20:3-17) |
Касается церемониальных, ритуальных проблем (см. отрывки из книг Исход, Левит, Числа, Второзаконие) |
Показывает грех (Рим. 7:7) |
Предписывает приношения за грехи (см. Книгу Левит) |
Нарушение "закона" - "грех" (1 Ин. 3:4) |
В нарушении нет никакого греха, так как теперь закон "упразднен" (Еф. 2:15). "Где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15) |
Следует "соблюдать весь закон" (Иак. 2:10) |
Апостолы "не поручали соблюдать закон" (Деян. 15:24) |
Потому что мы "судимы" по этому закону (Иак. 2:12) |
Мы не судимы по нему (Кол. 2:16) |
Христианин, соблюдающий этот закон, "блажен в своем действовании" (Иак. 1:25) |
Христианин, соблюдающий этот закон, не блажен (см., например, Гал. 5:1-6) |
"Совершенный закон свободы" (Иак. 1:25, 12; ср. Иак. 2:12) |
Христианин, соблюдающий этот закон, теряет свободу (Гал. 5:1, 3) |
Павел сказал: "нахожу удовольствие в законе Божием" (Рим. 7:22; ср. ст. 7) |
Павел назвал этот закон "игом рабства" (Гал. 5:1; см. Деян. 15:10) |
Утвержден верою во Христа (Рим. 3:31) |
Упразднен Христом (Еф. 2:15) |
Христу надлежало "возвеличить и прославить закон" (Ис. 42:21) |
"Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас" (Кол. 2:14) |
"Мы знаем, что закон духовен" (Рим. 7:14; ср. 7) |
"Закон заповеди плотской" (Евр. 7:16) |
Эти и другие сравнения, которые можно было бы привести, со всей очевидностью показывают, что в Библии содержатся два закона. Делать противоположный вывод - значит утверждать, что Библия представляет собой средоточие безнадежных противоречий.
Мы допускаем, что есть некоторые ссылки на "закон" (особенно в посланиях Павла), где контекст не позволяет с точностью определить, о каком именно законе идет речь. В отдельных случаях кажется очевидным, что речь идет не о каком-то конкретном законе, а о самом принципе закона в противоположность благодати, однако это не доказывает, что на самом деле существует только один закон. Если в Библии имеются неясные по смыслу или трудные для понимания тексты, то это не означает, что мы не можем быть уверенными в значении тех текстов, которые по смыслу являются простыми и ясными. Основываясь на простых для понимания текстах, мы не должны делать ложных выводов из тех отрывков, которые представляются трудными.
Ссылка на существование двух законов, имевших место до Моисея, также поможет нам провести между ними четкое различие. Мы, конечно, вправе уделять особое внимание времени исхода как той великой эпохе, в которой был дан нравственный и церемониальный законы, однако, несмотря на это, не следует делать вывод, что до Моисея никакого закона не существовало или что, по крайней мере, не существовало Декалога. Более подробно этот вопрос мы рассмотрим, анализируя третье возражение, а сейчас лишь отметим, что Десять Заповедей существовали и в Едеме. Кроме того, первые нежные ростки той виноградной лозы, которая представляла собой церемониальный закон и которой было суждено буйно расцвести во времена исхода, дали о себе знать в виде простых жертвоприношений, совершавшихся нашими прародителями после того, как грех вошел в этот мир.
Наверное, каждому приходилось, глядя на возвышающееся дерево и восхищаясь его густой сочной листвой, при ближайшем рассмотрении внезапно обнаружить: вокруг ствола обвилась какая-то лоза и то, что казалось нам единым, на самом деле представляет собой объединение двух растений. Быть может, глядя на высокую ветвь, раскачивающуюся на тихом ветру, мы могли этого и не заметить, однако, внимательно посмотрев на ствол около корней, где лоза впервые соприкасается с деревом, мы со всей очевидностью убеждались, что перед нами два растения.
Декалог можно уподобить величественному дереву с десятью крепкими ветвями, которое наши прародители увидели цветущим в райском саду. После их грехопадения рядом с ним была посажена лоза церемониального закона, которую поливали кровью жертвенных животных. На протяжении многих веков эта лоза росла очень медленно (если вообще росла), а затем во времена исхода она неожиданно обрела окончательную форму и буйно разрослась. Для развития дерева эта лоза была не нужна, хотя сама она целиком и полностью зависела от дерева. В последующие века люди тщательнее ухаживали за лозой, забывая о дереве, и так продолжалось до тех пор, пока листва этой лозы почти не закрыла дерево и не задушила его. Подобный пример позволяет понять, почему сегодня некоторые христиане, глядя на библейское описание этого дерева с обвившейся вокруг него лозой, не замечают, что перед ними два растения. Это еще более приметно тогда, когда ветры богословских дискуссий раскачивают ветви, однако, как и в случае с настоящим деревом, всякое сомнение исчезает, если внимание сосредоточивается не на самых высоких ветках, а на стволе и корнях. Строго говоря, изучая происхождение законов, а также их возвещение во времена исхода, мы избавимся от всяких сомнений относительно того, что перед нами действительно два закона.
Равным образом, различая оба закона, адвентисты не могут притязать на какое-то особое библейское видение. Со времен протестантской Реформации основные церкви ясно видели это различие и отражали его в своих символах и исповеданиях веры. Ниже мы приведем отрывки из этих символов. Сегодня некоторые христиане, горячо стремясь противостоять силе свидетельства в защиту субботы, мощно и широко представленного адвентистами, утверждают, что существует лишь один закон. В дальнейшем мы рассмотрим отдельные аргументы против закона, которые своим появлением обязаны упомянутой теории существования лишь одного законодательства.