На главную страницу

Возражение 96

Адвентисты утверждают, что неверно считать спасенным человека, принимающего Христа как своего Искупителя. Елена Уайт заявляет. "Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение" (Наглядные уроки Христа, с. 155). Евангелие учит, что верующие "спасены" "словом о кресте" (1 Кор.1:18). Оно учит, что Бог "спас нас и призвал званием святым" (2 Тим. 1:9). Если мы говорим, что родившийся свыше не обладает спасением уже теперь, мы возвещаем ложное Евангелие. Адвентисты превращают спасение в процесс "распятия своего эгоистического "я"", "доказывания того, что человек "достоин" спасения", а также в "борьбу". Это еще раз говорит о том, что они проповедуют ложное законническое Евангелие.

 

Для начала приведем упомянутое высказывание Елены Уайт в контексте, чтобы лучше понять действительный смысл ее слов. Цитата взята из главы "Двое молящихся", в которой речь идет о фарисее и мытаре, пришедших в храм для молитвы. Елена Уайт говорит о том, сколь опасна духовная гордыня и чувство самодовольства, которое пробуждает в человеке ощущение собственной праведности. Затем она упоминает Петра и замечает, что "в первые годы своего ученичества Петр был о себе высокого мнения. Петр, как и фарисей, считал, что он "не таков, как прочие люди". Он заверял своего Господа, что если другие и соблазнятся о Нем, то он не соблазнится, однако довольно скоро неосознаваемая им слабость дала о себе знать, и Петр отрекся от Господа с проклятием". Приведем отрывок из книги Елены Уайт: "Отступничество Петра не было результатом лишь минутной слабости, но явилось следствием давнего и постепенного падения. Самоуверенность привела его к убеждению, что он уже спасен, и шаг за шагом влекла его все ниже, пока он не отрекся от своего Учителя. Мы никогда не можем быть вполне уверенными в себе и полагать, будучи еще здесь, на земле, а не на небесах, что мы защищены от искушения. Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение. Дорожить своей верой и лелеять надежду на спасение должен каждый, но даже когда мы предаем себя Христу и знаем, что Он принимает нас, мы не избавлены от искушения. Слово Божье учит: "Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении" (Дан. 12:10). Только тот, кто перенесет испытание, "получит венец жизни" (Иак. 1:12).

 

Тому, кто принимает Христа и в своей новообретенной уверенности считает себя спасенным, грозит опасность уповать лишь на самого себя. Таковые забывают о собственной слабости и постоянной нужде в Божественной силе. Они не подготовлены к противостоянию уловкам сатаны, и потому, когда приходит искушение, подобно Петру, падают в глубины греха. Нам дается предостережение: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Единственная гарантия нашей безопасности - это постоянное недоверие себе и своим силам и зависимость от Христа" (Наглядные уроки Христа, с. 155).

 

Очевидно, что в данном случае слово "спасен" Елена Уайт употребляет для того, чтобы охарактеризовать ошибочную идею спасения, которую отстаивают отдельные люди. Она не придает ему тот смысл, который вкладывает в него Павел во Втором послании к Тимофею (2 Тим. 1:9) - этот отрывок и приводит наш критик.

 

В определенном смысле христианин может сказать, что он спасен. Когда мы исповедуем свою вину и обращаемся ко Христу, Он прощает нас, спасает от осуждения греха и указывает путь к небу. Адвентисты искренне в это верят.

 

Однако в многовековой истории христианства были люди, отстаивавшие небиблейскую точку зрения, согласно которой, спасая нас от наших прошлых грехов, Христос тотчас навсегда возносит нас в некое небо на земле, откуда невозможно низвергнуться. Таким образом получается, что уже здесь и теперь мы навсегда оказываемся спасены, спасены и еще раз спасены! В лучшем случае такое понимание спасения приводит к духовной гордыне ("Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди"), в худшем - к духовной слепоте, самодостаточности и ложной уверенности, в результате которой человек впадает в самый отвратительный грех.

 

Именно это ложное понимание слова "спасен" на протяжении многих лет опровергают адвентисты седьмого дня и христианские руководители в целом.

 

Мы принимаем все, что говорит Библия о нашем спасении здесь и теперь, а также о том, что отныне мы оправданы кровью Христа. Однако в то же время мы принимаем все, что она говорит о тех опасностях, которые подстерегают нас на пути к небу, а также о необходимости постоянно бодрствовать в молитве, если мы хотим достичь нашей небесной цели.

 

Слова Павла приводятся в доказательство того, что спасение - это совершившийся факт для тех, кто не забывает об истинном Евангелии: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор. 1:18). Однако в этом же Послании Павел говорит: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали" (1 Кор. 15:1, 2).

 

Адам Кларк (Clarke) так комментирует этот текст: "Теперь вы находитесь в том состоянии, в котором возможно спастись, и вы на самом деле спасены от своего язычества и прошлых грехов. ...Ваше будущее спасение или возможность в конечном счете войти во славу теперь зависит от того, насколько вы будете верны благодати, которую приняли".

 

Таково продуманное методистское учение о спасении. Его придерживаются и адвентисты. В своем хорошо известном библейском комментарии Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) замечают, что фразу "которым и спасены" (1 Кор. 15:2) следует читать как "которым и спасаетесь". Такого мнения придерживается и Ланж. Это согласуется с библейским образом христианина, идущего по дороге, которая временами оказывается прямой, а временами довольно извилистой: стремясь не сбиться с пути, он всегда может просить защиты у ангелов, однако до самого конца путешествия никогда нельзя быть уверенным, что искушения и опасности миновали. Воспринимая христианина именно таким образом, мы с полным правом можем сказать, что он находится в процессе спасения. Никакое чувство вины не обременяет его. Христос освободил его от этого, однако он не освобожден от возможности совершить грех, и тогда он снова окажется виновным. У него по-прежнему сохраняется возможность сбиться с прямого пути, уклонившись в ту или иную сторону.

 

Именно поэтому мы считаем весьма значимыми слова апостола Павла, с которыми он обращается к Тимофею: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя" (1 Тим. 4:16). Мы видим, что здесь слово "спасать" Павел использует в будущем времени. Спасение станет возможным только в том случае, если Тимофей будет "постоянно" держаться избранного пути.

 

Кроме того, Павел говорит Тимофею: "Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями" (1 Тим. 6:12).

 

Обращаясь к Коринфской церкви, Павел писал: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:24-27).

 

О духовной борьбе и сражении, наполняющих жизнь христианина, адвентистам не удавалось сказать сильнее, чем в данном случае это делает Павел. Наши аргументы в немалой степени почерпнуты из этих текстов.

 

Кроме того, Писание полно увещеваний, призывающих христиан оставаться твердыми, чтобы не пасть и не лишиться своей награды. "Будем держаться исповедания упования неуклонно", - говорит Павел (Евр. 10:23), а чуть дальше в этой же главе призывает: "Не оставляйте упования вашего" (ст. 35).

 

В Книге Откровение содержится пророчество об истории христианской Церкви, которое, касаясь семи периодов или церквей, охватывает время от эпохи Христа до Второго пришествия. В конце вести каждой церкви дается обетование о небесной награде, однако особая награда обещана "побеждающему" (см. Откр. 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21). Первую церковь (Ефес) предостерегают: "Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр. 2:5). Таким же образом предостерегается и третья церковь (Пергам), которую призывают к покаянию: "Покайся" (ст. 16). Это же предостережение обращено и к седьмой церкви (Лаодикия) (см. Откр. 3:19). Пятую церковь (Сардис) призывают: "Только то, что имеете, держите, пока приду" (Откр. 2:25). Такой же призыв обращен и к шестой церкви (Филадельфия): "Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Откр. 3:11).

 

Разве мог библейский автор еще яснее выразить отрезвляющую истину о том, что человек, избавившийся от своих прошлых грехов и принявший имя христианина, все равно может оступиться? Обратите внимание на призыв к тем, кто еще не пал, "держать, что имеешь", чтобы не пасть и впредь.

 

Все это согласуется с предостережением Павла, обращенным к Коринфской церкви: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10:12). Совершенно очевидно, что в окончательном смысле слова спасение не представляет собой чего-то такого, чем христианин уже обладает, и не является таковым до тех пор, пока он не завершит своего пути и не сохранит веру до конца. "Претерпевший же до конца спасется", - сказал Христос (Мф. 24:13).

 

Говоря о спасении, Елена Уайт предостерегает от двух крайностей:

 

1. От самоуверенности, которая может заставить однажды спасенного человека считать, что теперь ему ничего не страшно и что, по меньшей мере, он сам может преодолеть всякое искушение; эта опасность и обсуждается в отрывке из книги "Наглядные уроки Христа";

 

2. От излишнего страха по поводу своего спасения, который рождается из осознания собственной слабости. Относительно последней крайности она пишет: "Не следует сосредоточиваться на себе и предаваться страху и тревожным мыслям относительно нашего спасения. Все это уводит нас от Источника силы. Доверьте свою жизнь Богу и уповайте на Него. Говорите и думайте об Иисусе. Ваше "я" должно раствориться в Нем. Отбросьте все сомнения и страхи. Скажите вместе с апостолом Павлом: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20). Ищите покой в Боге. Он силен сохранить то, что вы вверили Ему. Если вы находитесь в Его руках, то все преодолеете силой Возлюбившего вас" (Е. Уайт. Путь ко Христу, с. 72). Наш критик занимает выгодную позицию, сводя вопрос о спасении лишь к одному его аспекту, и в этом ограниченном контексте его аргумент, на первый взгляд, выглядит библейским. Сила адвентистской позиции заключается в том, что мы целиком и без каких-либо оговорок принимаем все аспекты Божественного плана спасения человека.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz