На главную страницу

Возражение 92

В сравнении с христианским учением в целом, согласно которому человек обладает бессмертной душой, покидающей тело в момент смерти, учение адвентистов о том, что после смерти человек до дня воскресения безмолвно, без признаков сознания лежит в могиле, является небиблейским, нелогичным и грубым.

 

Основную часть этого возражения (по крайней мере, в том, что касается якобы небиблейского характера адвентистского учения) мы уже рассмотрели на предыдущих страницах, однако сама форма возражения предполагает сравнение двух учений, касающихся природы человека. Учение о бессмертии души отличается некоторыми характерными особенностями.

 

1. Согласно этому учению мы должны верить, что внутри нас обитает некая духовная субстанция, определяющая свойства личности, которая, однако, не имеет ни веса, ни ощутимых размеров. Такое убеждение логически требует, чтобы мы верили, будто данная субстанция и является подлинной личностью, поскольку тело рассматривается всего лишь как оболочка и временная тюрьма. Такой подход требует непосильных усилий от многих людей, которые во всем остальном остаются весьма благочестивыми, и особенно от тех, кто составляет ряды людей сведущих и ученых. Стремясь доказать существование этой предполагаемой субстанции, христианский богослов и философ вынужден опираться на какие-то смутные библейские отрывки и делать метафизические выводы. Для многих такое "доказательство" по-прежнему идет вразрез со свидетельством чувств и основными законами науки, поскольку наши чувства просто не способны различить подобной субстанции, а большинство вполне четких и ясных законов природы не обнаруживают место, где могло бы находиться нечто, не имеющее ни веса, ни размеров.

 

Вера в то, что подлинный человек представляет собой всего лишь какую-то воздухообразную душу, которая не имеет веса и к тому же столь мала, что (как утверждали богословы прошлых поколений) десять тысяч таких душ могут без труда разместиться на кончике тонкой иглы, лишает будущую жизнь всякой реальности. Получается так, что небо нельзя воспринимать как нечто реальное, потому что, сохраняя последовательность рассуждений, надо признать, что похожие на пар незримые существа пребывают в месте, которое обладает такой же, как они, природой. Такое учение превращает небо в воздушное жилище бесплотных духов, которые (и было бы просто нелогично представить, что они могут делать что-нибудь более существенное) бесконечно перелетают с места на место под аккомпанемент арф. Такое представление о небе привело к тому, что у многих пропало желание оказаться в этом благословенном месте, потому что человек так устроен, что может думать только о чем-то более реальном, чем парообразные небесные существа. Данная доктрина делает логически необходимым неугасимый огонь ада, поскольку, если человеку изначально присуще бессмертие, и грешники, и праведники должны проживать бесконечное количество веков. Такая вера способствовала рождению леденящих кровь проповедей. Допустим, что, в отличие от прошлого, сегодня обычный служитель не проповедует на такую тему, однако его молчание лишь свидетельствует о всей отвратительности учения, которое должно быть достоверным, если человек является бессмертной душой. И тогда утрачивается вера в грядущее возмездие (в любую его форму), потому что в сознании обычного человека не может совместиться неугасимый огонь и Божий характер. В результате происходит крушение нравственных ценностей, потому что для уравновешенного взгляда на религию необходимы как вера в наказание, так и вера в награду.

 

Никогда никакое другое учение не навлекало столько упреков на Бога и христианство. Рассказывают, что еще в детстве, услышав ортодоксальную проповедь о том, какую кару Бог обрушит на грешников, Роберт Ингерсол (Ingersoll) воскликнул: "Если Бог на самом деле таков, я Его ненавижу". Все усилия христианских апологетов, стремящихся согласовать это учение со всеобщей и глубоко укорененной верой в любящего Бога, не достигают своей цели. Для апологетики это весьма трудно.

 

Однако представление о неугасимом огне создает и другую проблему. Христианский взгляд на Вселенную требует, чтобы завершение Божьего плана спасения людей и победы над злом привело к восстановлению первоначального состояния всеобщей святости и блаженства. Однако если существует ад, то тогда зло не уничтожается, а просто изолируется. Сегодня христиане рассматривают политику сегрегации как недостаточную временную меру, которую земное правительство использует для того, чтобы бороться с преступностью. Можно ли предположить, что такая процедура является идеальной, когда к ней прибегает правительство небесное?

 

4. Учение о бессмертии души не оставляет возможности логически объяснить воскресение тела и то наказание, которое совершается в конце земной истории. Несмотря на то, что оба учения (учение о воскресении и учение о будущем суде) входят в символы веры почти всех деноминаций, они противоречат учению о том, что тело - это всего лишь тюрьма, из которой душа после смерти отправляется прямо за своей наградой. Для чего душе снова возвращаться в эту "тюрьму", и нужен ли суд, если сразу после смерти каждая душа уже получает по заслугам, отправляясь на небо или в ад? Эти вопросы уже намекают на ответ и хотя бы отчасти объясняют, почему о воскресении почти никто не проповедует.

 

5. Учение о бессмертии души делает вполне логичным явление спиритизма. Широко распространенное представление о том, что умершие друзья и родственники находятся где-то рядом с нами и искренне интересуются нашими делами, довольно тесно соседствует со спиритизмом, который прямо говорит о том, что связь с умершими возможна. Таким образом, вместо того чтобы воздвигать стену на пути этого увлечения, которое все служители воспринимают как зло, учение о бессмертии души открывает ему двери.

 

В конце концов, несмотря на всю полемику, надо признать, что ортодоксальное представление о человеке и его будущей жизни сопряжено с серьезной проблемой. Если богодухновенное изречение - "по плодам их узнаете их" - все еще остается надежным правилом, тогда такое учение заслуживает осуждения, потому что его плоды - это богословская путаница, спиритизм и неверие.

 

Библейское учение о природе человека, проповедуемое адвентистами седьмого дня, помогает решить нелегкие вопросы и затруднения, с которыми сталкиваются христиане, придерживающиеся теории бессмертия души. Данное учение, являющееся истинно библейским, помогает обрести новое ощущение реальности и вселяет доверие к различным важным аспектам христианской религии.

 

Нам не приходится отстаивать неправдоподобную доктрину, согласно которой в человеке существует "нечто", являющееся его подлинной сущностью, но в то же время не воспринимаемое ни одним из наших органов чувств и не определяемое ни одним из проверенных законов науки. Слово "человек" в нашем понимании обозначает вполне ощутимую реальность. Мы не блуждаем в лабиринтах метафизических дискуссий, пытаясь постичь или объяснить, каким образом Бог вдунул в человека дыхание жизни и он стал душою живою: основываясь на непререкаемом библейском свидетельстве, мы просто утверждаем, что тело, душа и дух в равной мере необходимы для того, чтобы дать существование и смысл тому, что подразумевает Библия, когда говорит о человеке в самом принципиальном значении этого слова.

 

Нас не смущает и обвинение в том, что подобное представление о человеке достаточно грубое. Такое обвинение показывает, что в какой-то мере христианство до сих пор заражено ересью гностицизма, согласно которой материя - явное зло. Говорят, что в католицизме гностицизм наполовину одержал победу. Монашеское рвение, охватившее многих в первые века существования Церкви и достигшее своей драматической кульминации в умертвляющем плоть аскетизме так называемых столпников, было естественным следствием губительной идеи, согласно которой материя - зло, и чем больше изнурено тело, тем ярче расцветает душа.

 

Адвентисты седьмого дня никогда не находили основания для монашеского аскетизма: напротив, наше представление о человеке заставляет нас очень внимательно заботиться о своем теле. Мы усматриваем полноту смысла в повелении Павла, который сказал: "Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1 Кор.10:31). И кроме того, мы, пожалуй, лучше всех можем оценить слова апостола о том, что наши тела - храм Святого Духа, и что нам грозит гибель за осквернение этого храма. Наше учение о здоровом образе жизни имеет прочное логическое основание в учении адвентистов о природе человека.

 

В силу такого взгляда на человека нам не приходится описывать будущее состояние блаженства как некую смесь туманных образов и звуков арфы. Наше представление о человеке предполагает вполне реальное место для его нахождения. Это согласуется с пониманием адвентистами того, каким образом при первом творении человек был создан совершенным; по аналогии можно предположить, что такие же реальные и совершенные существа будут жить на заново созданной земле.

 

Наш взгляд на природу человека никоим образом не противоречит учению о пламени ада в конце времени. Если настоящий человек - это человек, понимаемый в буквальном смысле, тогда место его наказания тоже должно быть вполне реальным и буквальным, как и само наказание. Однако, считая человека существом смертным, мы избавлены от необходимости учить, что адский огонь будет гореть вечно. Реальный огонь, испепеляющий реальные существа, вполне согласуется с пророчеством из Книги Малахии (Мал. 4:1-3). Не существует никакой бессмертной души, которая могла бы вечно сопротивляться огню. Наша вера в сотворение новой земли, которая станет жилищем для реальных и совершенных существ, естественным образом предполагает, что огонь ада однажды угаснет.

 

Наше учение о природе человека естественным образом предполагает и веру в телесное воскресение. Мы совершенно буквально воспринимаем слова Павла об "искуплении нашего тела", а также его слова о том, что "тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"" (1 Кор. 15:53, 54). Кроме того, мы понимаем, что имеет в виду апостол, когда, завершая свой рассказ о знаменитых ветхозаветных персонажах, говорит: "И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39, 40).

 

И наконец, у нас есть несокрушимый аргумент против спиритизма с его материализацией духовного, против католицизма с его просьбами, обращенными к давно умершим святым, и молитвами за умерших, а также против любого другого "изма", который основывается на учении о естественном бессмертии души. По сути дела, только те, кто вслед за Библией считает, что умерший человек до дня своего воскресения безмолвно лежит в могиле, могут последовательно противостоять спиритизму и дать ответ на обескураживающий вопрос спиритов, которые недоумевают: "Почему христианские служители противятся практике спиритизма, если наши успехи в этой области лишь способствуют утверждению одного из величайших учений христианской Церкви - учения о бессмертии?" В связи с тем, что увлечение экстрасенсорикой растет с каждым годом, этот вопрос будет вселять все большую тревогу в тех, кто придерживается так называемого ортодоксального взгляда на природу души.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz