На главную страницу

Возражение 84

В период между распятием и воскресением Христос проповедовал "находящимся в темнице духам" (1 Петр. 3:18-20). Это доказывает, что существует нематериальный дух, некая реальность, которая покидает тело в момент смерти.

 

В приведенном отрывке читаем: "Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" (1 Петр. 3:18-20).

 

Интересно, почему протестанты, верящие в бессмертие души, приводят этот текст? Обеспечивая поддержку данного доктринального положения, он создает большое неудобство по отношению к двум другим, которые, согласно ортодоксальному протестантизму, можно воспринимать как ереси (чистилище и второе испытание). Если Христос проповедовал каким-то грешникам после их смерти, отсюда следует однозначный вывод: им дается вторая возможность спастись, или второе испытание. Если на самом деле можно говорить о втором испытании, тогда грешники могут быть избавлены от мучений, а такая мысль находится в опасной близости к идее чистилища.

 

Более того, если после Своего распятия Христос на самом деле проповедовал заблудшим, то почему Он обращался лишь к тем духам, которые были "непокорными" "во дни Ноя"? Разве остальные не имеют права на вторую возможность? Если мы не сумеем правильно истолковать приведенные слова Петра, то может сложиться впечатление, что он поддерживает такую ересь.

 

На самом деле Петр учит прямо противоположному, говоря, что проповедь совершалась во время "Божьего долготерпения, во дни Ноя". Слова "некогда непокорным" представляют собой всего лишь пояснительную вставку. Если отрывок читать без них, то время проповедования становится очевидным: "...которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал... (во время) Божьего долготерпения, во дни Ноя".

 

Но каким образом Христос проповедовал этим людям? В тексте сказано: "...которым Он и находящимся в темнице духам... проповедовал". Слово "которым" указывает на "дух" из предыдущего стиха. Следовательно, Петр говорит о том, что во дни Ноя Христос с помощью "Духа" проповедовал "в темнице духам".

 

Христос сказал ученикам, что именно Дух "обличит мир о грехе" (см. Ин.16:7-9), и поэтому, прежде чем начать проповедь, им надо дождаться сошествия на них Духа. Когда в христианскую эру ученики обличали грешников, подлинным источником их проповеди был пребывающий в них Дух Божий.

 

Однако существовал ли в допотопные дни проповедник Божий, устами которого Дух мог проповедовать людям? Петр говорит нам, что таким "проповедником правды" был Ной (2 Петр. 2:5). В богодухновенном рассказе о том, как Бог решил уничтожить жизнь на земле посредством потопа, мы читаем: "И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6:3). Затем рассказывается о том, что Бог призвал Ноя готовиться к предстоящему потопу. Иными словами, устами "проповедника правды" Ноя Божий Дух проповедовал людям, жившим до потопа, терпеливо ожидая, пока не истекут 120 лет, прежде чем окончательно их уничтожить.

 

Однако почему об этих людях сказано, что они находятся "в темнице"? Тех, кто пребывает во тьме греха, Библия называет "узниками", находящимися "в темнице". Пророк Исайя ясно возвещает, что дело Христа заключается в том, чтобы силою "Духа Господа Бога" "узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы" (см. Ис. 42:7; 61:1; ср. Лк. 4:18-21). Очевидно, что в допотопную эпоху дело Духа заключалось в том, в чем оно заключалось и во времена Христа: проповедовать узникам греха, открывая им путь к свободе.

 

Остается выяснить только одно обстоятельство: правомерен вопрос - почему люди, к которым Ной обращался со своей проповедью, называются "духами", если на самом деле это были живые люди, жившие в ту пору на земле? На этот вопрос отвечает известный ученый Адам Кларк (Clarke). Тот факт, что сам он верит в учение о бессмертии души, делает его свидетельство особенно ценным. Подчеркнув, что слова "сойдя, проповедовал" в смысловом отношении связаны со словами "во дни Ноя", он замечает:

 

"Предполагается, что слово "pneumasi" ("духи") делает такую точку зрения неправдоподобной, поскольку речь якобы должна идти о бестелесных духах, однако на самом деле подобный вывод ошибочен, так как под "духами праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:23), однозначно подразумеваются просто праведники и люди, которые еще находятся в воинствующей церкви; выражение "Отец духов" (Евр. 12:9) указывает на людей, еще пребывающих в теле, а фраза "Боже духов всякой плоти" (Чис. 16:22 и 27:16) подразумевает людей, которые не находятся в бестелесном состоянии" (Комментарий на 1 Петр. 3:19).

 

Другой известный теолог, д-р Раусон Ламби (Lumby), отмечает, что в тот период, когда Католическая церковь с учением о чистилище занимала главенствующее положение, данный отрывок истолковывался в том смысле, что Христос спустился в ад, где и проповедовал находящимся там душам.

 

"Однако в эпоху Реформации наиболее известные и авторитетные люди истолковали их [эти слова Петра] как проповедь Христова Духа через служение патриарха [Ноя]" (Комментарий на 1 Петр. 3:17-22).

 

В своем "Исповедании веры" (Exposition of the Creed), классическом произведении Англиканской церкви, доктор Джон Пирсон (Pearson) отмечает: "Ясно, что Христос на самом деле проповедовал тем, кто во дни Ноя был непокорен, проповедовал по "Божию долготерпению" и, следовательно, все то время, пока сохранялась возможность покаяния. Ясно и то, что Он никогда не проповедовал им после того, как они умерли" (с. 166).

 

Не следует произвольно истолковывать данный текст, в то время как известные богословы, верящие в бессмертие души, отрицают приписываемый этому тексту смысл.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz