На главную страницу

Возражение 83

Павел говорил, что когда умрет, тотчас окажется со Христом (см. Флп. 1:21-23).

 

Прочтем данный отрывок: "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп.1:21-23).

 

Если бы в Библии нигде более не затрагивался вопрос о награде праведников, можно было бы простить читателя, решившего, что Павел сразу после смерти взойдет на небо. Мы вполне готовы это допустить. Однако считаем необходимым добавить, что, рассматривая какую-нибудь библейскую фразу обособленно, вне контекста, можно сделать вывод о том, что Библия учит о спасении по делам, о необходимости молиться за мертвых и т. п., вопреки убежденности протестантов в небиблейском происхождении таких доктрин.

 

Мы не можем согласиться с тем истолкованием слов Павла, которое приведено в этом возражении. Почему? Потому что тогда апостол противоречит себе самому. Павел много писал о бытии со Христом. Рассмотрим хотя бы часть его сочинений, касающихся этой темы, прежде чем сделать окончательный вывод относительно данного отрывка.

 

В другом своем послании Павел подробно описывает то время, когда праведники будут " с Господом": "Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Важней, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4:16-18).

 

Невозможно представить, что Павел верил, будто праведники окажутся с Господом сразу после смерти - ведь он четко и ясно пишет фессалоникийцам, что и живые праведники, и те, которые воскреснут из мертвых, "вместе" окажутся с Господом во время Его Второго пришествия. Павел пишет им для того, чтобы они не оставались "в неведении". Трудно вообразить, что он оставил бы их в неведении относительно бытия со Христом, которое наступает после смерти (если бы сам в это верил). На самом деле он говорит им прямо противоположное, а именно, умершие праведники не оказываются после смерти с Господом, а ждут утра воскресения. Если он верил, что после смерти мы сразу будем с Господом, то почему в таком случае он ни словом не обмолвился об этом, - ведь послание его предназначено "утешить" фессалоникийцев? Он призывает их искать "утешения" в будущем событии, каковым является воскресение.

 

Те служители, которые сегодня верят в бессмертие души, "утешают" понесших утрату заверениями в том, что их близкие уже находятся с Господом, и вдобавок заявляют, что придерживающиеся противоположной точки зрения лишают скорбящих величайшего утешения, которое только возможно. Но, быть может, тем самым они обвиняют и Павла?

 

Итак, если Павел верил, что праведники восходят к Богу сразу после смерти, почему, обращаясь к Коринфской церкви, он говорит о том, что тленное облечется в нетление только "при последней трубе"? (см.1 Кор. 15:51-54).

 

Почему, обращаясь к колоссянам, он говорит, что когда явится Христос, "тогда и вы явитесь с Ним во славе"? (Кол. 3:4).

 

Почему, когда нависший над ним меч приблизил время его "отшествия", он произнес: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:8)?

 

Почему Христос сказал ученикам, что они снова окажутся с Ним, когда Он исполнит Свое обетование, то есть когда придет опять, чтобы взять их к Себе?

 

Для чего было бы Христу направлять внимание встревоженных учеников исключительно на Свое Второе пришествие, если бы им предстояло оказаться с Господом сразу после смерти?

 

Эта и другие подобные тексты явно противоречат тому истолкованию слов Павла, которое приведено в данном возражении. Быть может, Писание противоречит себе? Нет. Обращаясь к филиппийцам, Павел не уточняет, когда он надеется оказаться со Христом. Он просто в двух словах говорит о том, что утомлен жизненной борьбой и хотел бы отдохнуть от противоборства, если это "возвеличит" Христа. Однако этот закаленный в борьбе апостол, неустанно проповедовавший о славном возвращении Христа как о великом событии, смертный сон связывал с тем, что произойдет во время пробуждения в день воскресения, то есть с "восхищением" "в сретение Господу".

 

Для библейского автора не является чем-то непривычным связывать между собой события, разделенные большим промежутком времени. Обычно в Библии нет описания подробностей - в ней излагаются по-настоящему важные моменты общения Бога с человеком на протяжении веков. Например, в Книге пророка Исайи (Ис. 61:1, 2) содержится пророчество о том, что совершит Христос во время Своего Первого пришествия. В Евангелии от Луки (Лк. 4:17-19) рассказывается о том, как, прочитав это пророчество собравшимся в синагоге людям, Христос произнес: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (ст. 21). Внимательное исследование показывает, что Христос не прочитал полностью всего пророчества, хотя ясно, что оно представляет собой цельное высказывание. Он закончил на фразе "проповедовать лето Господне благоприятное". Следующая фраза гласит: "И день мщения Бога нашего". Он не прочитал этого, потому что это еще не наступило. В данном отрывке из Книги пророка Исайи нет ни слова о том, что два события, упомянутые в этих стихах, разделены каким-то периодом времени, однако другие библейские отрывки говорят об этом довольно ясно. Изучив их, мы сумеем правильно воспринять это краткое и лаконичное пророчество (см. Ис. 61).

 

А теперь рассмотрим пророчество о Втором пришествии, которое дано во Втором послании Петра (2 Петр. 3:3-13). Если рассматривать это пророчество отдельно, не сравнивая его ни с каким другим библейским отрывком, можно прийти к выводу, что Второе пришествие Христа ознаменуется уничтожением этой земли огнем. Однако, сравнив его с 20-й главой Книга Откровение, мы понимаем, что Второе пришествие и уничтожение земли разделены периодом в тысячу лет. Петр лишь вкратце охарактеризовал грядущие великие события. От Второго пришествия он сразу перешел к следующему великому акту в драме взаимоотношений Бога с этой землей, то есть к ее разрушению огнем. Если мы, стремясь получить более полную картину, станем сравнивать один библейский отрывок с другим, у нас не возникнет никаких затруднений как в понимании того пророчества, которое приводит Петр, так и того, которое содержится в Книге пророка Исайи.

 

Однако если Петр в одном предложении (2 Петр. 3:10) связывает два великих события, разделенных периодом в тысячу лет, если Исайя таким же образом (Ис. 61:2) соединил два величественных события, между которыми простирается немалый период времени, то почему Павел не мог поступить так же и в одном предложении (Флп.1:23) совместить печальное событие смерти с прекрасным событием единения "со Христом", которое совершится во время Второго пришествия? В других отрывках из посланий Павла, которые мы цитировали, смерть христианина непосредственно соотносится с воскресением во время Второго пришествия Христа, а мы знаем, что эти два события разделяет немало времени. Таким образом, само упоминание о пребывании с Господом и о смерти вовсе не предполагает, что они связаны друг с другом. Следуя библейскому правилу сопоставления различных отрывков, мы выясняем, что данные события разделены большим промежутком времени.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz