На главную страницу

Возражение 79

Из слов Павла, обращенных к коринфянам (2 Кор. 5:8; см. также 2 Петр. 1:14), явствует, что после смерти праведники тотчас попадают на небо и, следовательно, человек обладает бессмертным духом.

 

Прочтем данный отрывок в контексте: "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными" (2 Кор. 5:1-9).

 

Итак, в данном отрывке Павел описывает три возможных состояния:

 

1. "Земной наш дом"; "водворение в теле"; "устранение от Господа". Это жилище "разрушится"; в нем мы "воздыхаем";

 

2. "Совлечься"; "нагие";

 

3. "От Бога жилище"; "дом нерукотворенный, вечный"; "небесное наше жилище"; "облечься"; "водвориться у Господа"; "выйти из тела".

 

Если под фразой "земной наш дом" подразумевается наше нынешнее смертное тело (с чем все согласны), тогда (при отсутствии ясного доказательства обратного) получается, что наш небесный дом - это тело бессмертное. Таким образом, под процессом уничтожения "совлеченного", "нагого" состояния подразумевается не что иное, как состояние распада, именуемое смертью.

 

Павел заверяет нас в том, что нас ожидает желанное третье состояние, потому что мы имеем "залог Духа" (ст. 5). Однако каким образом Божий Дух даст нам возможность достичь этого состояния? Павел отвечает: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11).

 

Комментируя этот отрывок, доктор Моул (Моше) разъясняет: "Тот же самый Дух, Который, соединяя нас со Христом, совершил наше искупление, неведомыми нам путями доведет этот процесс до своей славной вершины и станет Действенной Причиной "искупления нашего тела"" (The Expositor's Bible Commentary, Comment on Rom. 8:11).

 

Если исполнение этого залога заключается в том, что в момент воскресения наши "смертные тела" преображаются, тогда надо заключить, что переход в третье состояние, то есть в то состояние, когда мы "облекаемся" в небесное жилище, совершается именно в момент воскресения и представляет собой изменение наших тел, которые из смертных превращаются в бессмертные.

 

Далее Павел говорит: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:22,23). Совершенно очевидно, что в данном случае он касается той же проблемы, что и во Втором послании к Коринфянам:

 

Рим. 8:22, 23

 

2 Кор. 5:1-8

 

"Мы в себе стенаем" "Имея начаток Духа"

 

"Мы воздыхаем" "Залог Духа"

 

"Ожидая" "Искупления тела нашего"

 

"Ревностно стараемся" "Облечься в небесное наше жилище"

 

Итак, мы снова делаем вывод, что переход от "земного дома" в "небесное жилище" представляет собой событие, предполагающее "искупление тела нашего", то есть то "искупление" (и с этим все согласны), которое совершится вдень воскресения (см. также Флп. 3:20, 21).

 

Апостол утверждает, что он жаждет "облечься" в небесное жилище, "чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:4). Иными словами, благодаря этому изменению "смертное" утрачивает свою смертность.

 

Согласно учению о бессмертии души "смертное" представляет собой только тело, которое после смерти разлагается в могиле, тогда как душа продолжает существовать, освободившись от смертного тела. Однако Павел жаждет "облечься" в небесное жилище, "чтобы смертное поглощено было жизнью". Таким образом, следуя своим собственным убеждениям, сторонники бессмертия души должны согласиться, что в данном случае Павел не говорит о переживаниях человека в момент смерти. Следовательно, здесь мы могли бы закончить наше обсуждение.

 

В своем Первом послании к Коринфянам Павел говорит: "Не все мы умрем, но все изменимся". Когда? "При последней трубе". Что тогда произойдет? "Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся". Что получится в результате этого? "Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"" (1 Кор. 15:51-54). Последняя фраза представляет собой параллель тому, что мы читаем во Втором послании: "...чтобы смертное поглощено было жизнью". Но поглощение смерти, или смертности, жизнью все еще ожидается в будущем.

 

Из всех высказываний Павла с определенностью следует, что он ожидал "облачения" в небесное жилище в день воскресения. "Водворение у Господа" зависит от "облачения" в небесное жилище, и, следовательно, это "водворение" совершится в день воскресения. Эти слова прекрасно согласуются со словами о том, что в момент воскресения мы будем восхищены "в сретение Господу... и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:17).

 

Если кому-то покажется странным, что, рассуждая о преображении тела из смертного в бессмертное, Павел образно говорит о совлечении с себя одного "жилища" и облачении в другое, мы напомним, что такой же образный язык он использует, описывая перемену, совершающуюся в сердце верующего в момент обращения. Он говорит, что нам надо "отложить... ветхого человека" и "облечься в нового человека" (Еф. 4:22-24).

 

Павел связывает между собой освобождение от земного дома и облачение в небесное жилище, но это не означает, что он ожидал немедленного перехода из одного в другое. Он особым образом упоминает о состоянии "совлеченности" и "наготы". Что касается немедленного перехода, то здесь мы отсылаем читателя к рассмотрению возражения 83, где анализируется отрывок из Послания к Филиппийцам (Флп.1:21-23).

 

Павел с полным основанием мог "воздыхать", ожидая того дня, когда он сможет совлечься своего смертного тела со всеми бедами и напастями, которые с ним связаны, и "облечься" в обетованное бессмертное тело, в котором будет готов совершить "сретение" с Господом и "пребыть с Ним вовеки".

 

Исходя из всего сказанного, мы можем не тратить много времени на рассмотрение еще одного упомянутого отрывка (2 Петр. 1:14). В контексте он читается так: "Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" (2 Петр. 1:13-15).

 

В данном случае сторонник учения о бессмертии души рассуждает так: Петр сказал, что он находится в "храмине", и далее добавляет, что "скоро должен оставить храмину мою". Следовательно, Петр обладал бессмертной душой (о которой свидетельствуют слова "я" и "моя") и что, глядя на свое тело, или свою "храмину", воспринимал ее как нечто отдельное от себя.

 

Мы все соглашаемся с тем, что, говоря об оставлении "храмины", Петр говорит о своей смерти. Намекая Петру на смерть, которая его ждет, Христос сказал так: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною" (Ин. 21:18, 19).

 

Обратите внимание, что в данном случае Христос не проводит различие между Петром и его "храминой", будто это что-то раздельно существующее. Записывая пророчество о мученической смерти Петра, Иоанн говорит именно о "смерти". Умрет не "храмина" апостола, а сам Петр. Это подтверждает и Петр, говоря о своем "отшествии". Мы согласны, что слова "я" и "мою" (ст. 14) относятся к Петру, однако разве не очевидно, что слово "моего" (ст. 15) тоже к нему относится? И тем не менее Петр произносит: "После моего отшествия". Если допустить, что в данном случае Петр говорит о себе, тогда учение о бессмертии души оказывается несостоятельным, потому что бессмертная реальность не претерпевает "отшествия".

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz