На главную страницу

Возражение 78

В Книге Екклесиаста (см. Еккл.12:7) доказывается, что существует наделенная сознанием бессмертная реальность, покидающая тело в момент смерти (см. также Еккл. 3:21).

 

Прочтем указанный отрывок: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7). В данном тексте говорится о распаде человека в момент смерти. Мы не можем принять точку зрения, согласно которой "дух" представляет собой наделенную сознанием реальность, которая высвобождается из тела и отлетает в момент смерти.

 

1. Если упомянутый "дух" в момент возвращения к Богу представляет собой наделенную сознанием сущность, то таким же он должен быть и в момент исхождения от Бога. Этот вывод заставляет сделать сама структура текста: в нем однозначно сказано, что прах возвратится в землю, "чем он и был", и, следовательно, дух должен возвратиться в том качестве, в каком он пребывал изначально. Если верующий в бессмертие души заявит: для того чтобы обладать сознанием, "духу" необходимо жилище в так называемой оболочке тела, - он тем самым перечеркнет всю предыдущую аргументацию.

 

Да, Библия учит, что Христос существовал до Своего рождения в Вифлееме, однако взгляд, изложенный в рассматриваемом нами возражении, требует сделать поразительный вывод, согласно которому все люди, будучи духами, существовали до того, как родились на этой земле. Это согласуется с теологией мормонов, которые убеждены в существовании незримого мира духов, ожидающих момента, когда можно будет вселиться в тело человека, чтобы обрести свое жилище на земле, однако вряд ли какой-нибудь ортодоксальный христианин станет разделять такую точку зрения.

 

2. Если "дух", возвращающийся к Богу, представляет собой наделенную сознанием реальность и , следовательно, является подлинным человеком, тогда получается, что все люди, хорошие и плохие, в момент смерти направляются на небо. Но ведь у всех людей различные судьбы! Если кто-нибудь скажет, что грешники идут к Богу для того, чтобы принять наказание, мы не согласимся с таким утверждением, поскольку Библия однозначно утверждает, что суд еще впереди (см. Мф. 25:31-46; Откр. 22:12).

 

3. Относительно сотворения человека в Книге Иова сказано: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4). Вот какими словами Иов описывает состояние жизни: "Что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иов 27:3). А в момент смерти происходит следующее: "Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14, 15). Дух возвращается, потому что он исходил от Бога и потому, что Он забирает его к себе. Итак, во всем этом цикле нет места для наделенной сознанием субстанции, которая сама принимает решение отправиться к Богу. Напротив, Библия говорит о том, что Бог берет "к Себе дух" (в английском переводе: "Свой дух". - Прим. пер.). Если этот возвращающийся дух является реальным человеком, тогда мы вынуждены признать правоту некоторых языческих религий, которые утверждают, что человек - это всего лишь проявление Божественного духа и в момент смерти он поглощается этим единым великим духом. Мы не можем принять такой языческий взгляд, а это, в свою очередь, означает, что мы не можем принять точку зрения, изложенную в возражении, основывающемся на приведенном отрывке из Книги Екклесиаста (Еккл.12:7).

 

Отвечая на это возражение, мы, по сути, отвечаем и на еще одно, основывающееся на другом отрывке из Книги Екклесиаста, который звучит так: "Кто знает дух человеческий, который восходит вверх, и дух животного, который нисходит вниз, в землю?" (Еккл. 3:21). (В русском Синодальном переводе смысл совершенно иной, а именно: "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю?" - Прим. пер.) Поскольку в данном тексте сказано, что в момент смерти дух человека восходит вверх, а дух животного нисходит вниз, можно заключить, что человек, в отличие от животного, имеет бессмертную душу, или дух, который в момент смерти возносится к небесам.

 

Но это предполагает, что, умирая, все люди "восходят вверх", на небо. Мы, однако, всегда считали, что, согласно учению о бессмертии души, в момент смерти грешники устремляются "вниз", в ад. Таким образом, данный текст свидетельствует о чем-то большем, нежели того хотелось бы сторонникам бессмертия души. Если в данном случае Соломон учит, что под "духом сынов человеческих" надо понимать бессмертную реальность, подлинную сущность человека, тогда получается, что он учит о всеобщем спасении. Однако это учение, называемое универсализмом, протестанты и католики всегда рассматривали как явную ересь.

 

Более того, кажущееся противоречие между "духом сынов человеческих" и "духом животных" позволяет утверждать, что данный текст свидетельствует о бессмертии человека, - тем самым мы заставим Соломона противоречить самому себе. Чуть выше, говоря об участи людей и животных, он недвусмысленно утверждает, что между ними нет никакой разницы: "Потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах" (Еккл. 3:19, 20).

 

Соломон говорит, что "одно дыхание у всех". Словом "дыхание" здесь переведено еврейское слово "ruach". Слово "дух", которое дважды употребляется в 21-м стихе ("дух сынов человеческих" и "дух животных"), также восходит к данному еврейскому слову.

 

Наш критик может сказать, что Соломон противоречит себе. В 19-м и 20-м стихах он утверждает, что "нет у человека преимущества перед скотом", а в 21-м заявляет, что в отличие от духа животного дух человека восходит вверх, и, следовательно, у человека все-таки есть преимущество.

 

Каждый раз, когда в Писании нам встречается кажущееся противоречие, надо смотреть немного глубже, и, по-видимому, необходимо сравнивать перевод, которым мы обычно пользуемся, с другими переводами. С момента появления весьма распространенного перевода Писания, известного под названием Библии короля Иакова, который сделан в 1611 году, было обнаружено множество более древних библейских манускриптов, которые во многих случаях помогают лучше понять, что на самом деле имеет в виду тот или иной библейский автор. Так обстоит дело и с данным отрывком. В Пересмотренном стандартном переводе Библии 21-й стих читается так: "Кто знает, возносится ли дух человеческий вверх, и нисходит ли дух животных вниз, в землю?"

 

Данный перевод 21-го стиха нисколько не противоречит тому, что Соломон говорит раньше. Если 21-й стих, заканчивающийся вопросом, рассматривать в контексте предшествующих стихов, то становится совершенно очевидно, что Соломон не пытается доказать читателю, будто участь ("ruach") человека чем-то отличается от участи животных. Его вопрос воспринимается просто как вызов каждому, кто захочет доказать - если сможет, - что какое-то различие все-таки существует.

 

Но почему оно должно быть? Жизнь исходит от Бога, независимо от того, идет ли речь о человеке или о самом ничтожном животном. Таково христианское учение. В момент смерти жизнь, являющаяся даром Бога, возвращается к Нему. Это логически вытекает из предшествующего высказывания. Непоследовательность сторонников учения о бессмертии души проявляется в том, что, когда речь заходит о "духе" ("ruach") человека, они определяют его как бессмертную реальность, как реального человека, а когда этот же "дух" ("ruach") соотносится с животными, они довольствуются тем, что толкуют его как абстрактный принцип жизни или как ее дыхание. Им приходится делать эти произвольные различия, чтобы избежать затруднительного выбора: или и человек, и животные наделены бессмертной сущностью, или никто ею не обладает.

 

Адвентисты седьмого дня не считают необходимым проводить это различие. Мы уверены, что в упомянутом отрывке из Книги Екклесиаста (Еккл. 3:19-21) содержится ясное утверждение, согласно которому Бог дает человеку и животному жизнь, которая в момент смерти возвращается к Нему. И незачем придумывать какие-то смысловые различия в слове "дух" ("ruach"), чтобы тем самым отделить человека от животного. Мы верим, что человек создан "по образу Божию" - в этом заключается его отличие от животных. Мы верим, что человек наделен нравственной сущностью, которой нет у животных. Мы верим, что человек может вступать в общение с Богом - а для животных это исключено. Мы верим, что в отличие от животных человек в последний судный день дает ответ за все свои дела. И наконец, мы верим, что, в отличие от животных, человек пребудет с Богом на обновленной земле. Однако в то же время мы считаем, что это возможно не потому, что в человеке есть какая-то бессмертная реальность, а потому, что впереди нас ожидает воскресение из мертвых.

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz