На главную страницу

Возражение 77

В Евангелии от Матфея (Мф. 22:32) Христос говорит о том, что Он Бог не мертвых, но живых. В то же время Он сказал: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Это доказывает, что души названных патриархов, которые умерли много лет назад, живут на небе.

 

Посмотрим на данный библейский отрывок в контексте. Мы читаем, что к Христу пришли "саддукеи, которые говорят, что нет воскресения" (Мф. 22:23). Точно так же об этом событии начинает рассказывать и Марк (см. Мк. 12:18). Лука пишет: "Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение" (Лк. 20:27). Итак, мы с полным основанием можем заключить, что единственный вопрос, который подняли саддукеи по этому поводу, заключался в том, чтобы выяснить - надо ли ожидать воскресения или нет.

 

Тот факт, что это было единственной темой спора, подтверждается нарисованной саддукеями картиной, а также вопросом, который они задали. Они вспомнили о повелении Моисея, согласно которому, если человек умрет, не имея детей, на вдове должен жениться брат умершего и восстановить ему семя. Саддукеи предположили следующую ситуацию: на вдове умершего женился первый брат, затем он умер, и на ней женился второй, затем третий, и так до седьмого, который наконец тоже умирает, а за ним умирает и сама женщина. Вопрос, заданный саддукеями, сводился к следующему: "Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее" (Мф. 22:28).

 

Саддукеям, утверждавшим свою веру в Моисея и неверие в воскресение, по-видимому, казалось, что на такой вопрос ответить нельзя и что, следовательно, они показали всю несостоятельность идеи воскресения. "В воскресении ни женятся, ни выходят замуж", - сказал Христос, разрешив эту проблему (ст. 30). Обратите внимание на то, что спор по-прежнему сосредоточен на определенном будущем событии - воскресении.

 

Строго говоря, хотя Христос и разрешил эту проблему, Он не привел библейского доказательства неизбежности воскресения, о котором, по сути дела, и шла речь, поскольку саддукеи так же горячо, как и фарисеи, утверждали, что верят в Книги Моисея. Поэтому Христос сразу предлагает доказательство тому, что мертвые воскреснут: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22:31, 32). У Марка аргумент Христа начинается так же: "А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали..." (Мк. 12:26). У Луки читаем: "А что мертвые воскреснут, и Моисей показал" (Лк. 20:37).

 

Однако по некоторым соображениям верующие в учение о бессмертии души считают, что "Моисей показал", и Христос цитировал Моисея в качестве доказательства того, что не "мертвые воскреснут", а что их бессмертные души никогда не умрут! Всегда находились люди, которые считали, что в момент смерти тело покидает какая-то эфемерная реальность, и в силу этого не верили, что когда-нибудь наступит телесное воскресение. Вера в одно логически не предполагает необходимости верить в другое. Следовательно, если Христос показал, что бессмертные души Авраама, Исаака и Иакова продолжают существовать в небесном блаженстве, Он не доказал, что воскресение состоится.

 

И тем не менее мы видели, что вопрос был сформулирован так: произойдет ли воскресение? Ответил ли на него Христос? Обосновал ли Он то, что воскресение произойдет? Мы наверняка окажем нашему Господу немного чести, если решим, что Он не сумел этого сделать - а ведь Он недвусмысленно сказал, что, упоминая об Аврааме, Исааке и Иакове, хотел показать неизбежность события, когда "мертвые воскреснут". Мы предпочитаем считать, что правота остается за нашим Господом, а не за сторонниками бессмертия души. Нельзя предположить, что правы обе стороны.

 

Остается рассмотреть только один вопрос: если "Бог не есть Бог мертвых, но живых", то разве не должны остаться живыми Авраам, Исаак и Иаков? Ответ дан в обсуждении предыдущего возражения (76-го). По сути дела, то возражение, с помощью которого нам безапелляционно пытаются доказать, что со времени П ервого пришествия Христа христиане обрели бессмертие, представляет собой опровержение возражения, которое мы рассматриваем сейчас. Ранее были приведены свидетельства, показывающие, что верующий в Бога "перешел от смерти в жизнь" и что поэтому Бог считает его могильный сон не как вечное состояние, а лишь как краткий промежуток между земной жизнью и небесной.

 

Бог говорит о будущем так, словно оно уже наступило, и это прекрасно подметил Павел, который называет Бога "животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее" (Рим. 4:17). И это высказывание касается Авраама! А теперь посмотрим, что Павел говорит обо всех христианах: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14:7-9). Почему мы "всегда Господни", даже если умираем? Потому что мы "умираем в Иисусе", а "мертвые во Христе воскреснут" в "воскресение жизни" (1 Фес. 4:14,16; Ин. 5:29).

 

Только при таком понимании проблемы мы действительно избегаем противоречия между двумя библейскими текстами, а именно, что "Бог не есть Бог мертвых" и что Христос есть "Господь мертвых и живых". В первом случае Христос обращается к саддукеям, которые считали, что все люди, как хорошие, так и плохие, умирают навсегда, а во втором Павел говорит о тех, кто умер "в Господе", тем самым просто ненадолго "уснул" в ожидании воскресения жизни. Бог действительно является Богом всех, кто так умер.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz