На главную страницу

Возражение 76

Мы согласны с тем, что умершие в ветхозаветную эпоху пребывают без всяких признаков сознания в своих могилах, о чем свидетельствуют ветхозаветные писания (см., например, Еккл. 9:5, 6, 10). Однако, придя на землю, Христос возвестил: "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин. 11:26). Это означает, что в новозаветные времена верующие во Христа не умирают, но возносятся прямо на небо. Данное положение подтверждают и слова Павла, утверждавшего, что Христос "разрушил смерть" (2 Тим. 1:10), а также многочисленные библейские высказывания о том, что теперь христианин имеет вечную жизнь.

 

Вполне можно признать, что, умирая, ветхозаветные герои не получали небесную награду, а оставались безмолвно лежать в своих могилах. Библейские свидетельства говорят об этом вполне определенно. В день Пятидесятницы, обращаясь ко множеству народа, Петр сказал: "Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня" (Деян. 2:29). И еще: "Давид не восшел на небеса" (Деян. 2:34).

 

Однако если такое допущение делается по отношению к благочестивым людям ветхозаветной эпохи, оно роковым образом сказывается на всем учении о бессмертии души. Почему почти все христиане верят, что, умирая, христианин возносится на небо? Потому что они считают, что человек наделен бессмертной душой и что душа христианина, конечно же, должна устремляться на небеса, когда тело нисходит в могилу. Нам хотелось бы спросить: неужели праведники начали обладать бессмертной душой только с наступлением христианской эры? Нам ни разу не приходилось слышать, чтобы какой-нибудь сторонник данного учения всерьез излагал такую мысль. Однако если у людей всегда была бессмертная душа, что происходило с душами ветхозаветных праведников, когда они умирали? Утверждать, что души ветхозаветных персонажей оставались в могиле, - значило бы полностью отвергнуть учение о бессмертии души. Подумать только: наделенная сознанием реальность, настоящий человек веками лежит в прахе! Такая мысль совершенно недостоверна и, по сути дела, никто ее всерьез не воспринимает.

 

Несомненно, необходимо более четко сформулировать позицию, потому что мы не можем дать ответ, пока не узнаем, в чем именно суть возражения. Если ветхозаветные герои обладали бессмертными душами (а именно это провозглашают почти все христианские вероучения), то допущением о том, что все эти люди "остаются без признаков сознания в своих могилах", они, по сути дела, отрицают свою позицию. Если же бессмертной души у них не было, встает нелегкая задача доказать на библейском материале, что когда Христос пришел на эту землю, то Он навеки наделил людей этой душой и что, следовательно, умирая, они возносятся прямо на небо, а не остаются "без признаков сознания в своих могилах". Ясно, что оппонент выбирает второе, и в качестве доказательства предлагает упомянутый отрывок из Евангелия от Иоанна (см. Ин. 11:26).

 

Прежде чем перейти к исследованию этого текста, мы хотели бы показать, что Библия не делает никакого различия между смертью ветхозаветных и новозаветных праведников. Приведем такую параллель:

 

Ветхозаветные святые

 

"И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39, 40)

 

Новозаветные святые

 

"Мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении... сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:15-17)

 

Ветхозаветные праведники должны ожидать награды, которую они получат в будущем, когда все избранные Богом будут готовы. Нам всем вместе предстоит получить нашу награду.

 

Когда, обращаясь к Фессалоникийской церкви и касаясь вопроса об "умерших", Павел говорит, чтобы ее члены "не скорбели, как прочие, не имеющие надежды" (1 Фес. 4:13), он имеет в виду новозаветных праведников, которые уже умерли. Он не учит о том, что умершие единоверцы вознеслись навстречу Господу. Напротив, Павел подчеркивает, что праведники, которые будут живы в последний великий день, не войдут в Божью славу раньше "умерших". Мы придем к нашей награде вместе. Вот это Павел и разъясняет в своем Послании к Евреям, рассматривая судьбу ветхозаветных праведников по отношению к праведникам новозаветным.

 

Итак, мы приходим к выводу, что и ветхозаветные и новозаветные праведники совершат восхождение на небо одновременно. Подтверждение такому выводу мы находим в словах Иоанна, который, касаясь судьбы христиан в последние дни земной истории, говорит так: "И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14:13). Итак, мы приходим к неизбежному выводу: чему бы Христос ни стремился научить нас в упомянутом отрывке (см. Ин. 11:26), Он, во всяком случае, не учил о том, что, начиная с момента Его Первого пришествия, Его последователи, в противоположность ветхозаветным праведникам, смогут избежать смерти, будут обладать бессмертной душой и, следовательно, умирая, взойдут на небо.

 

Что Он хотел сказать Марфе, когда говорил: "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек"? И это не единственный пример. Иудеям Он сказал: "Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин. 8:51).

 

Предлагаем наш вариант объяснения. Поместив человека на этой земле, Бог повелел ему не прикасаться к дереву познания добра и зла: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Некоторые недоумевают - каким образом исполнилось это наказание, если Адам жил в течение нескольких веков после того, как попробовал запретный плод. Однако разумное объяснение заключается в том, что Адам, вкусив от этого плода, немедленно подпал под осуждение смертью. Его участь была окончательно решена, и, таким образом, в глазах Бога, Который думает не столько о каком-то относительно коротком периоде времени до исполнения наказания, сколько о конечной судьбе, Адама можно считать умершим в тот момент, когда он съел этот плод.

 

Именно так мы понимаем слова Павла, когда он, например, обращаясь к колоссянам, говорит, что до принятия ими Христа, они были "мертвы во грехах" (Кол. 2:13). Такой же смысл имеют и его слова о распутной женщине: "...а сластолюбивая заживо умерла" (1 Тим. 5:6).

 

Этим и сходным с ними текстам противоположны слова нашего Господа, Который сказал: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5:24). И еще: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Ин. 3:14). А вот что говорит Павел: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим. 8:6).

 

Совершенно очевидно, что, с точки зрения авторов Библии, человек находится в одном из двух состояний: он или погибает, или обретает спасение, а переход от одного состояния к другому представляет собой переход "от смерти в жизнь".

 

Кроме того, Библия говорит, что существуют две смерти и два воскресения. Обетование гласит, что "побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Откр. 2:11). "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти" (Откр. 20:6). Однако здесь просто иными словами говорится о том, что первая смерть имеет такую власть, причем даже над праведниками. Что касается "смерти второй", то от нее пострадают брошенные "в озеро, горящее огнем и серою" (Откр. 21:8).

 

Первая смерть низводит всех в земные могилы, где люди спят смертным сном до тех пор, пока не воскреснут в последнее время: праведники - в первом воскресении, а грешники - во втором. Первое воскресение Христос называет "воскресением жизни", а второе - "воскресением осуждения". Очевидно, что первая смерть похожа на сон, который обязательно предполагает пробуждение (см. Дан. 12:2). Что касается второй смерти, то она выглядит иначе: грешники попадают в огненное озеро, где полностью сгорают, и от них не остается "ни корня, ни ветвей" (Мал. 4:1).

 

Вот почему, говоря о праведниках всех времен, Библия возвещает: "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом". Такой человек "умирает в Господе" (Откр. 14:13), "умирает в Иисусе" (1 Фес. 4:14) и воскресает в первом воскресении, чтобы вовеки пребывать со своим Господом.

 

Что касается грешников, "мертвых по преступлениям и грехам" (Еф.2:1), то они пребывают "под осуждением" смерти (Ин. 5:24 - англ, пер.); они мертвы уже при жизни (см. 1 Тим. 5:6), нисходят нечестивыми в свои могилы, затем воскресают, чтобы принять осуждение, и подвергаются "смерти второй" (Откр. 21:8).

 

Рассматривая упомянутое высказывание Христа в данном контексте (Ин. 11:26), мы не испытываем никаких затруднений в его осмыслении. Нам не надо каким-либо причудливым образом истолковывать Его слова, не надо заставлять себя принять совершенно небиблейскую идею, согласно которой между ветхозаветными и новозаветными праведниками существует какое-то различие. Нам нет необходимости не доверять своим чувствам и утверждать, что христианин, нисходя в могилу, возносится на небеса. Мы доверяем Христу, Который говорил, что, кто принимает предложенное Им спасение, освобождаются от наказания смертью, которое грозит всем людям, и никогда не пострадают от "смерти второй" - смерти в окончательном смысле слова, так как из нее нет возврата. По сути дела, "смерть вторая" противоположна вечной жизни, которая представляет собой дар, предложенный христианину. О человеке, имеющем вечную жизнь, можно сказать, что "смерть вторая" не имеет над ним никакой власти.

 

Обращаясь к неверующим иудеям, Христос сказал: "Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (Ин. 5:40). Христианин же принимает в свое сердце Христа, Который есть жизнь, и именно поэтому в нем пребывает вечная жизнь. Когда верующий умирает, он вверяет свою жизнь Богу, как это сделал мученик Стефан, и умирает в Иисусе до дня "воскресения жизни". Такой человек никогда не испытывает настоящей смерти: он только на короткое время как бы засыпает.

 

Методистский богослов Адам Кларк (Clarke) так поясняет фразу "не умрет вовек":

 

"Не умрет вовек. Несмотря на то, что такой человек претерпел временную смерть, она не будет властвовать над ним вечно, и он воскреснет к вечной жизни".

 

В свете всего сказанного слова Павла о том, что Христос "разрушил смерть" (2 Тим. 1:10), вполне естественно понимать следующим образом: восстав из гроба, Христос победил смерть и тем самым вселил в нас абсолютную уверенность в то, что она будет уничтожена. Апостол подчеркивает, что по-настоящему это произойдет во время Второго пришествия Христа, когда воскреснут умершие праведники. Именно тогда смерть окажется "поглощена победою" (1 Кор.15:54).

 

Сравните со словами Павла слова Иоанна, которыми он описывает последний огонь, уничтожающий всякое последствие греха: "И смерть и ад повержены в озеро огненное" (Откр. 20:14). Именно тогда, а никак не раньше смерть поистине будет "разрушена". Воскресение Христа стало залогом уничтожения смерти, а также воскресения всех тех, кто умер во Христе. Воскресение праведных произойдет в конце мира; тогда же, в этот грозный час, будет уничтожена и смерть.

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz