На главную страницу

Возражение 75

Апостол Павел говорит, что во время Второго пришествия Христа Бог приведет с Ним с неба "умерших в Иисусе" (см.1 Фес. 4:14). Это доказывает, что, умирая, праведники возносятся на небо, а не остаются лежать в могиле, ожидая Второго пришествия.

 

В приведенном отрывке сказано: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4:14). В предыдущем и последующем стихах Павел характеризует две группы людей: "умерших" и "живущих, оставшихся до пришествия Господа". Он стремится достичь пяти намеченных целей:

 

1. Убедить фессалоникийцев, чтобы они "не скорбели", как это делают окружающие их язычники, "не имеющие надежды" (ст. 13);

 

2. Сообщить о том, что живущие "не предупредят умерших", то есть не будут раньше них взяты во славу (ст. 15);

 

3. Рассказать о том, как воскреснут "мертвые во Христе" и что это произойдет "при гласе Архангела и трубе Божией" (ст. 16);

 

4. Описать то, что произойдет сразу после воскресения: "...оставшиеся в живых, вместе с ними [то есть с воскресшими святыми] восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе" (ст. 17);

 

5. Сообщить о том, что ждет живых и воскресших праведников после встречи с Господом: "...и так всегда с Господом будем" (ст. 17).

 

Итак, если праведники воскреснут только во время будущего воскресения, если они вместе с оставшимися в живых праведниками взойдут на небо, чтобы вовеки пребывать там с Господом, могли Павел заявить в 14-м стихе, что в великий день воскресения умершие праведники спустятся с небес? Единственный способ, с помощью которого верующий в бессмертие души сможет согласовать свое истолкование стиха 14 с соседними стихами, заключается в том, чтобы заявить, что души праведников вознеслись на небо после смерти и что в день воскресения они вместе с Господом вернутся, дабы принять свои воскресшие тела.

 

Основная слабость такого объяснения заключается в том, что оно предполагает именно то, что должно быть доказано. Сначала наш критик обращается к данному отрывку, чтобы обосновать учение о бессмертии души, а затем, стремясь избежать явного противоречия между своим истолкованием стиха 14 и последующими стихами, допускает существование нематериальной реальности, или бессмертной души.

 

Однако легко показать, что такой домысел не является правдоподобным. Посмотрим, как характеризуются умершие праведники:

 

- "умершие" (ст. 13);

 

- "умершие в Иисусе" (ст. 14);

 

- и, наконец, "мертвые во Христе" (ст. 16).

 

На основании какого лингвистического правила можно утверждать, что в 14-м стихе Павел говорит только о душах праведников, а в 13-м и 16-м - только об их телах?

 

Совершенно очевидно, что такое истолкование 14-го стиха является ошибочным. Что хочет сказать Павел? Он заверяет верующих в том, что воскресение непременно состоится. Уверенность в воскресении - ключевая тема, которую апостолы подчеркивали в своей проповеди. Во-первых, они выражали убежденность в том, что Христос воскрес из мертвых, и, во-вторых, в том, что в силу этого мы тоже будем освобождены из темницы смерти. Послушайте, как это выражает Павел: "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его; а затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу" (1 Кор. 15:14-23).

 

Логика рассуждений Павла такова: если мы не верим, что Христос восстал из гроба, у нас нет никакой надежды на воскресение. Христос стал первенцем из умерших, и поэтому "Христовы" воскреснут "в пришествие Его".

 

В своем Послании к Евреям Павел говорит о Боге: "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа]" (Евр. 13:20).

 

В свете этих и сходных отрывков мы легко находим истолкование упомянутого текста (см. 1 Фес. 4:14), которое согласуется с контекстом этой главы в целом, а также со всеми аргументами Павла в других местах, где он говорит о воскресении. Данный стих разделяется на две части:

 

1. "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес";

 

2. "То и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним".

 

В данном случае Павел просто обосновывает уверенность в нашем воскресении, исходя из того, что воскрес Христос. Бог "воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса", и равным образом "и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним". "Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его".

 

Итак, становится совершенно ясно, что в данном отрывке Павел учит не о бессмертии души, а о великом воскресении.

 

 

На главную страницу
Hosted by uCoz