На главную страницу

Возражение 69

 

Во время преображения Христа, рядом с Ним на горе появились "Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф.17:3). Появление Моисея доказывает, что человек обладает бессмертной душой: ведь Моисей умер и был похоронен во времена исхода.

 

Преображение можно рассматривать двояко: как видение и как буквальное событие. Если мы рассматриваем его как видение, то в таком случае выдвинутое возражение представляется бессмысленным, так как в видении пророк способен созерцать каких-нибудь людей или события, хотя в данный момент это может и противоречить действительности. Если же рассматривать это событие как реальное (а мы считаем, что оно на самом деле было таковым), тогда выдвинутое возражение по-прежнему остается бессмысленным, поскольку в рассказе о преображении ничего не говорится о том, что какой-то нематериальный дух или душа, названная Моисеем, парила где-то рядом со Христом. Мы читаем, что Христос реально присутствовал, а рядом с Ним были "Моисей и Илия". Мы знаем, что Христос присутствовал реально, так как "слово стало плотию". Мы знаем также, что Илия был вознесен на небо, оставаясь в теле, и поэтому с полным основанием можем предположить, что и он присутствовал реально. Что касается Моисея, то в повествовании нет ничего такого, что позволяло бы считать его менее реальным. Мы еще раз повторяем (поскольку это принципиально важно для поставленного перед нами вопроса), что в истории ничего не говорится о том, будто там присутствовал дух Моисея: присутствовал сам Моисей.

 

Кроме того, ученики, по-видимому, считали Моисея таким же реальным, как и двух остальных, потому что Петр предложил сделать три кущи: "Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (ст. 4). Как известно, кущи не строятся для бестелесных духов.

 

В хорошо известном библейском комментарии методистский исследователь Адам Кларк, разделяющий учение о бессмертии души, делает следующее ценное пояснение относительно упомянутого отрывка: "Илия спустился с неба в том же самом теле, какое было у него на земле, потому что он был перенесен на небо и не видел смерти (см. 4 Цар. 2:11). Моисей, вероятно, воскрес в теле как залог воскресения, а так как Христос должен прийти на землю, чтобы судить живых и мертвых (ибо "не все мы умрем, но все изменимся") (1 Кор.15:51), Он, по-видимому, полностью показал это на примере Моисея, который умер и был воскрешен к жизни (или появился в тот момент так, как он появится, когда воскреснет из мертвых в последний день), и в лице Илии, который не вкусил смерти. Их тела свидетельствуют об одном и том же явлении - тела прославленных святых остаются прежними, независимо от того, был ли человек перенесен на небо или умер".

 

Сам факт присутствия Моисея на горе Преображения, который Кларк рассматривает как воскресение, помогает нам понять подлинный смысл довольно неясного отрывка из Послания Иуды: "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"" (Иуда 9).

 

Повествование о преображении подтверждает не учение о бессмертии души, освобожденной от телесной оболочки, а учение о воскресении.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz