На главную страницу

Возражение 43

Называя воскресенье "днем Господним", апостол Иоанн говорит, что в этот день он был "в духе". Это доказывает, что воскресенье - святой еженедельный день покоя христианской Церкви и что суббота упразднена.

 

Такое утверждение основывается на тексте из Книги Откровение: "Я был в духе в день Господень и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный" (Откр. 1:10).

 

Знаменательно, что к этому тексту обращаются те, кто ощущает необходимость упразднить субботу, заменив ее воскресеньем. Все это выглядит вполне естественно, потому что Писание говорит только об одном еженедельном святом дне, и сторонники воскресного дня весьма единодушно стараются обосновать его соблюдение какой-нибудь ссылкой на Библию. Однако даже если Иоанн под "днем Господним" понимает воскресенье, это вовсе не доказывает, что четвертая заповедь Декалога была упразднена или изменена. Вначале проясним ситуацию.

 

Каким образом противники субботы пытаются доказать, что в этом тексте имеется в виду воскресенье? Они заявляют, что вскоре после смерти Иоанна отцы Церкви в своих сочинениях начали употреблять выражение "день Господень" как синоним воскресенья, и, следовательно, апостол использовал его в том же смысле.

 

Но что говорят факты? Лишь то, что до нас действительно дошли некоторые труды, приписываемые мученикам и отцам Церкви, жившим в послеапостольскую эпоху. Церковные историки считают многие из них подложными, а в большинстве подлинных обнаружено столько искажений или вставок [интерполяций] позднейших авторов, что почти невозможно определить тексты, принадлежащие перу изначального автора. То, что авторские слова часто изменены, а некоторые из раннехристианских отцов Церкви используют необычные или весьма сложные литературные конструкции, вселяет в переводчиков большую неуверенность относительно подлинного смысла многих отрывков. Церковный историк Август Неандер (Neander) так резюмирует эту проблему: "К сожалению, почти все сочинения так называемых апостольских отцов дошли до нас в состоянии, которое не внушает почти никакого доверия; отчасти это происходит потому, что под именами людей, столь глубоко почитаемых в Церкви, довольно рано начали появляться подложные произведения, написанные для того, чтобы придать авторитет каким-то личным мнениям или концепциям, а отчасти потому, что их собственные писания, дошедшие до нас, перемежались позднейшими вставками в угоду интересам иудаистской иерархии, направленным на подавление свободного духа Евангелия" ("История христианской религии и Церкви", 1854, т. 1, прил. 4, с. 657).

 

Учитывая все это, читатель сразу поймет, сколь ненадежен аргумент, основанный на предположительных высказываниях апостольских отцов, особенно если учесть период, когда именно они говорили это. Только в том случае, если мы постараемся не замечать элемента фальсификации и хронологической неопределенности, которая в связи с этим возникает, только если мы пойдем на то, чтобы, переводя некоторые искаженные и несвязные отрывки, привнести в них немного своего домысла, мы без каких-либо оговорок сможем принять утверждение, согласно которому выражение "день Господень" начали употреблять отцы Церкви вскоре после смерти Иоанна. Мы считаем, что приблизительно до конца II столетия во всех сочинениях отцов употребление этого выражения было неясным и спорным. Если это на самом деле так, аргумент в пользу воскресенья, основывающийся на употреблении Иоанном упомянутого выражения, предполагает столь незначительный временной период (который должен быть приблизительно больше века), что, по сути дела, оказывается несостоятельным.

 

Однако даже этот искаженный и сомнительный отрывок для желающих заручиться поддержкой Библии звучит весьма правдоподобно (несмотря на ущербность такого свидетельства), и у многих все равно остается смутное ощущение, что отцы Церкви на самом деле в течение одного поколения после Иоанна именно этими словами характеризовали воскресенье. Более того, мысль о том, что апостол употребляет выражение, которое позднее было использовано для именования воскресенья, оказывается столь интригующей, что эти же люди естественным образом начинают считать, будто ученик Христа и сам использовал данное выражение в таком же смысле. Помимо импульсивности, которая подталкивает к такого рода выводу, здесь мы имеем дело с явной ошибкой, которая лишает его всяких оснований: если в какой-то период времени то или иное слово имеет определенный смысл, нельзя считать, что точно таким же смыслом оно обладало и ранее. Это одно из самых глубоких заблуждений, в которое может впасть человек, читая сочинения прошлого. Если в трудах какого-нибудь отца II века выражение "день Господень" означает воскресенье, это вовсе не значит, что с таким же значением оно используется и в произведениях Иоанна. Смысл слов меняется, причем иногда на прямо противоположный, и порой все это происходит в течение удивительно короткого отрезка времени.

 

Вплоть до XVII века слово "суббота" христианские ораторы и писатели довольно единодушно употребляли для обозначения седьмого дня недели. Однако в XVII веке на Британских островах началось великое пуританское возрождение религии, одной из целей которого было всемерное соблюдение воскресного дня. Заменив седьмой день недели первым, они заявили, что Декалог призывает к соблюдению воскресенья. Чтобы согласовать свой язык с таким подходом, пуританские реформаторы начали называть воскресенье "субботой". Почти на протяжении одного поколения эта перемена была усвоена значительной частью населения, и применение слова "суббота" в значении "воскресенье" сохранилось до наших дней.

 

Возьмем, например, слово "субботник". В течение многих лет до начала XX века им называли сторонника воскресенья, который считал, что этот день надо строго соблюдать, причем, как правило, с помощью гражданского законодательства. Сегодня слово "субботник" употребляется для обозначения адвентиста седьмого дня, который чтит другой день и не желает, чтобы гражданские законы принуждали к соблюдению субботы. Итак, мы видим, что значение слова изменилось на прямо противоположное, причем это произошло в течение довольно короткого промежутка времени.

 

Обратимся к другому слову, которое представляет собой более впечатляющий пример того, как быстро может меняться лексический смысл. В 40-х годах прошлого века в Америке слово "спиритуалист" означало человека, который аллегорически истолковывает буквальный смысл Писания, а также того, кто обладает особенными духовными воззрениями. Не прошло и десяти лет, как это слово стали употреблять для обозначения людей, увлеченных гайдсвильскими стуками, начавшимися в 1848 году и знаменовавшими зарождение современного культа спиритизма.

 

Достаточно раскрыть какой-нибудь полный словарь, чтобы убедиться в многочисленности подобных примеров. И тогда вы будете всегда с подозрением относиться к любому аргументу, базирующемуся на том, что словам человека, писавшего в определенную эпоху, придают значение, которое в эти слова начали вкладывать намного позднее. Возможно ли, прочитав в богословском журнале 1840 года о каком-нибудь "спиритуалисте", заключить, что речь идет о человеке, верящем в возможность общения с умершими? Можно ли, взяв какую-нибудь газету 90-х годов прошлого века, и прочитав в ней о собрании "субботников", решить, что речь идет о собрании адвентистов седьмого дня? Можно ли, прочитав слова Иоанна о "дне Господнем", написанные около 90-го года н.э., решить, что он был "в духе" в воскресенье?

 

Правильно понять слова автора мы можем только в свете того значения, которое они имели, когда он их писал. Мы не можем с полной уверенностью вкладывать в них тот смысл, который они приобрели впоследствии.

 

Итак, мы уже отмечали, что Книгу Откровение Иоанн написал приблизительно в 90-м году н.э. Можем ли мы сказать, что к этому времени библейские авторы когда-либо использовали выражение "день Господень" для обозначения воскресенья? Нет, не можем. Они единодушно называют его просто "первым днем недели". Еще более удивительным является тот факт, что сам Иоанн в своем Евангелии, которое (и с этим все согласны) он написал через несколько лет после Книги Откровение, по-прежнему называет воскресенье теми же самыми нейтральными словами, которые употребляли другие библейские авторы - "первый день недели".

 

В Библии есть только один день, который имеет право называться "днем Господним", и этот день - суббота. Декалог называет его "субботой Господу" (Исх. 20:10). Исайя призывает нас называть этот день "святым днем Господним" (Ис. 58:13), а Христос именует Себя "господином и субботы" (Мк. 2:28). Иоанн слышал, как Спаситель произносил эти слова. Кроме того, апостолу было известно о том, что говорится в Декалоге и у Исайи, и, таким образом, вполне логично заключить, что под выражением "день Господень" он понимал субботу.

 

Кто-то, конечно же, станет утверждать, что если в Книге Откровение Иоанн называл субботу "днем Господним", то он Должен был бы воспользоваться этим выражением и в своем Евангелии, однако вместо этого там обычно употребляется слово "суббота". Мы готовы признать, что действительно не знаем, почему фразу "день Господень" он использовал только раз. Однако в данном случае мы просто хотели показать, что, во-первых, по-своему интерпретируя это выражение в упомянутом отрывке из Книги Откровение (Откр. 1:10), наш критик оказывается несостоятельным и что, во-вторых, единственное разумное истолкование данных слов Иоанна сводится к тому, что под ними он понимал "субботу".

 

Тем не менее события, которые разворачивались в эпоху Иоанна, позволяют предположить, почему в Книге Откровение суббота названа "днем Господним". Конфликт христианства с языческим Римом постоянно углублялся. Цезарей часто обожествляли, и иногда христианам под страхом смерти приказывали воскуривать им фимиам. Союз Церкви и государства приводил к тому, что так называемые императорские дни (например, день рождения императора) превращались в религиозные праздники. Если цезарь посещал какой-нибудь город, то впредь день посещения становился в этом городе праздником и считался днем поклонения. Император Домициан "привык называть себя "Господом и Богом" и требовал этого от других" (Филипп Шафф. История христианской Церкви, 1903, т. 2, с. 44).

 

Иоанн (который был сослан на остров Патмос во время правления Домициана) был особо облагодетельствован откровениями о грядущем наступлении Христова Царства во славе, когда весь Патмос озарился славою Господа. Иоанн называет Господа "Царем царей и Господом господствующих". Такой титул имел большое значение для гонимых христиан, которые ценою жизни отказывались признавать цезаря "Господом и Богом". В 1-й главе (Откр.1:10) Иоанн описывает свое первое откровение Христовой славы. Он знал о противоборстве христиан с Римом, и для него было вполне естественно (поскольку первое видение он получил в субботу) возвестить, что он "был в духе в день Господень", то есть в день истинного Господа, Чье господство проявляется в творческой силе, увековеченной субботним днем (см. Откр. 4:11; 10:6; 14:7).

На главную страницу
Hosted by uCoz