На главную страницу

Возражение 38

В четвертой заповеди выражение "день седьмой" означает просто один день из семи. Поэтому я сохраняю дух субботы, если соблюдаю какой-либо из этих дней. А разве воскресенье не является одним днем из семи?

 

Выражение "день седьмой" означает конкретный день, а не просто один из семи, и на этот счет есть несколько весьма серьезных доводов.

 

1. Те, кто верит в Библию, говорят о сотворении недели и считают, что ряд событий, которые тогда произошли, породили уникальный временной цикл - семидневную неделю. Можно ли утверждать, что суббота представляла собой просто один день из семи в той первой неделе? Нет, это был особый, седьмой, день, и нет никаких оснований считать, что в течение последующих недель, лет и веков он стал менее самобытным.

 

2. Суббота увековечивает память об определенном историческом событии - завершении сотворения этого мира. Памятные дни, если они на самом деле имеют какое-то значение, должны соотноситься с конкретной точкой во времени. Они должны напоминать о том или ином конкретном дне или моменте прошедшей истории. Для американцев, например, слово "четвертый" означает не четвертое число любого месяца, а 4 июля. Почему? Потому что много лет назад 4 июля произошло конкретное событие. Этот конкретный день отмечен законом как память о провозглашении Декларации независимости. Что бы мы подумали о человеке, который, сказав, что "четвертый" означает просто четвертый день творения, что таких дней было бесчисленное множество, в то же время связывал бы с этим днем какое-либо другое историческое событие и соблюдал закон, обособивший "четвертый" день как особый день в жизни нации?

 

И тем не менее находятся сторонники воскресенья, благочестивые и искренние люди, которые утверждают, что они исполняют четвертую заповедь, призывающую соблюдать седьмой день недели в память о творении, хотя на самом деле соблюдают первый день в память о воскресении.

 

Да, четвертая заповедь не говорит о том, что Бог благословил и освятил "седьмой день недели": она говорит просто о "дне седьмом". Стремясь этим воспользоваться, противники субботы заявляют, что слова "день седьмой" вполне обоснованно можно понимать как "один день из семи". Однако на самом деле выражение "день седьмой" означает седьмой день недели, и впоследствии для нас это будет очевиднее.

 

3. Заповедь о субботе отсылает к неделе творения, и, следовательно, выражение "день седьмой" надо понимать в историческом контексте этой недели. Бог почил не в какой-то день недели творения, но именно в седьмой день этой недели.

 

4. Пророки Божьи не возвещали перед Израилем ни о каком другом дне кроме дня седьмого - субботы. Когда некоторые израильтяне вышли в "день седьмой" собирать манну, они заслужили порицание. Когда один из них стал в субботу собирать хворост, его побили камнями. Когда израильтяне вернулись из вавилонского плена, и некоторые из них попытались торговать в субботу, их осудили. Сегодня ни сторонники воскресенья, ни соблюдающие субботу нисколько не сомневаются, что перечисленные ветхозаветные примеры, касающиеся нарушения субботнего дня, относятся к конкретному дню - седьмому дню недели. И этому дню недели. И горячо призывая к освящению этого конкретного седьмого дня недели, пророки могли сослаться только на четвертую заповедь, и поэтому мы с неизбежностью приходим к выводу, что эти богодухновенные Божьи люди под выражением "день седьмой" подразумевали вполне конкретный седьмой день. Разве кто-нибудь дерзнет усомниться в способности пророков правильно толковать смысл Божьих повелений? Разве это не их задача (среди прочих других) - с предельной ясностью объяснять человеку смысл святых Божьих заповедей?

 

5. Во всем христианском мире верят, что наш Господь лежал в гробе в седьмой день недели. Как описывает этот день Лука? Он называет его субботой, в которую "остались в покое по заповеди" (Лк. 23:56). Этого богодухновенного изречения достаточно для того, чтобы решить вопрос о том, что имеет в виду заповедь, когда говорит: "День седьмой - суббота". Речь идет о седьмом дне недели.

 

6. Мы уже отмечали: никто нисколько не сомневается, что от тех, кто жил до Христа, Божья заповедь требовала соблюдения седьмого дня недели. Иными словами, "день седьмой", упоминаемый в этой заповеди, бесспорно означал конкретный седьмой день недели. Исходя из этого, можно спросить: имеет ли какое-либо логическое обоснование утверждение, что когда Христос пришел, то четкая и конкретная заповедь внезапно стала неясной и расплывчатой и теперь означает просто какой-то день из семи? Во времена Христа и даже на протяжении почти шестнадцати веков после Него никому даже в голову не приходило делать столь странное заявление. Вплоть до 1595 года н.э. христиане и иудеи считали, что под выражением "день седьмой", упомянутым в заповеди, подразумевается седьмой день недели. Теория о том, что речь идет о каком-то дне недели, не имеет никакого библейского обоснования, и в течение пятнадцати веков после того, как последний из апостолов сошел в могилу, о ней никто даже не слышал.

 

7. Само выражение "день седьмой" со всей очевидностью показывает, что речь идет о конкретном дне, а не просто об одном из семи. Когда мы говорим товарищу, что живем в доме №7 такого-то квартала, нам и в голову не приходит, что, придя в этот квартал, он начнет стучаться в каждую дверь, говоря, что ищет старого друга, который живет в седьмом доме и, стало быть, в любом из этих семи домов. Что бы мы подумали о таком приятеле? И что подумают наши соседи, глядя, каких друзей мы завели?

 

8. На протяжении многих поколений в большинстве христианских стран горячие сторонники воскресного дня добиваются принятия закона, обязывающего - хотя бы номинально - соблюдать воскресенье. Нередко основным аргументом в пользу принятия такого закона становится утверждение, что Бог повелевает соблюдать день отдыха каждую неделю. Единственная заповедь, на которую они могли сослаться, - это, конечно же, четвертая заповедь Декалога. Если им напомнить, что четвертая заповедь призывает чтить не первый день, а седьмой, выйти из затруднительного положения они могут, только заявив, что

 

эта заповедь просто подразумевает один день из семи. Им и в голову не приходит, что если Библия призывает святить просто какой-то день из семи, то они ведут себя заносчиво (не говоря уже о том, что совершенно непоследовательно), требуя от всех соблюдения какого-то конкретного дня. Тем не менее вплоть до наших дней история Церкви мрачно свидетельствует о том, что такие сторонники воскресенья, охотно признавая любой день недели за "день седьмой" в Законе Божьем, готовы посадить в тюрьму всякого, кто подобным образом захочет истолковать "первый день", о котором говорится в их законе о воскресенье.

 

А теперь скажем несколько слов о том, что касается соблюдения духа закона. Библия много говорит о букве и духе, и отдельные люди усвоили ошибочную идею, согласно которой дух закона значит меньше, чем его буква, по крайней мере в том, что касается Закона Божьего, и, в частности, закона о соблюдении Божьей субботы. Трудно представить, каким образом такая идея могла завоевать доверие. Быть может, это происходит потому, что некоторые под словом "дух" понимают нечто смутное, воздушное, ускользающее и призрачное и, следовательно, под соблюдением духа закона они понимают подчинение чему-то такому, что лишь отдаленно и призрачно напоминает закон.

 

Такое понимание весьма далеко от истины. Говоря о соблюдении "духа закона" (нельзя сказать, что в нашем разговорном языке это выражение является чем-то необычным), мы имеем в виду его соблюдение в самом полном и глубоком смысле. Возьмем, например, закон о 8-часовом рабочем дне, который сегодня принят во многих штатах. Соблюдая букву этого закона, работодатель может так усилить нагрузку, что в результате за положенные восемь часов "выжмет" из своих работников столько, сколько до этого они делали за 9-10 часов. В таком случае мы говорим, что он не соблюдает дух закона.

 

Вы думаете, что если бы такой работодатель соблюдал дух закона, то он был бы свободен от соблюдения его буквы, согласно которой 8 часов - самое большее, что он может требовать за день? Конечно, нет. Иными словами, соблюдение духа закона требует от человека гораздо больше, чем простое соблюдение его буквы.

 

В Библии содержится несколько примеров того, как этот принцип соотносится с Законом Божьим. В Нагорной проповеди Христос говорит, что заповедь "не убей" предполагает нечто гораздо большее, чем простое воздержание от реального насилия над человеком. Если кто-нибудь ненавидит своего брата, он уже убийца. Иными словами, дух Закона Божьего, запрещающего убийство, запрещает кого-либо ненавидеть. И тем не менее нет такого безумца, который сказал бы, что, соблюдая дух закона, мы тем самым освобождаемся от необходимости соблюдать его букву. Ужасная мысль!

 

Итак, совершенно очевидно, что соблюдающие дух закона идут гораздо дальше его буквы, однако не потому, что пренебрегают ею, а потому, что усматривают в ней гораздо более глубокий смысл.

На главную страницу
Hosted by uCoz