На главную страницу

Возражение 22

Суббота - это иудейский обряд. Она была дана только иудеям и представляла собой часть ветхого завета, который заключен только с иудеями. В Книге Второзаконие (Втор. 5:15) ясно сказано, что Бог повелел иудеям соблюдать субботу в память об освобождении из Египта. Таким образом, для нас, христиан из язычников, она не имеет никакого значения.

 

Такой аргумент, по существу, основывается на тех же доводах, что и утверждение, будто закон, данный на Синае, предназначался только для иудеев. Мы советуем читателю обратиться к Возражению_4, где показано, что вся Библия была написана иудеями, что большая ее часть обращена прямо к ним, что Ветхий и Новый заветы были заключены "с домом Израилевым" и что Сам Христос возвестил о "спасении от иудеев". И тем не менее все протестанты в поисках духовного руководства обращаются к Библии, к Ветхому и Новому Заветам. Мы все уверены: новозаветные отношения распространяются и на нас, и мы проповедуем, что "спасение", о котором Христос сказал, что оно "от иудеев", предназначено любому человеку в любой земле.

 

Можно задать простой вопрос: почему седьмой день недели принято считать бол ее иу дейским, чем первый? Согласно Вестминстерскому исповеданию, очень ясно излагающему протестантский взгляд на святость еженедельного дня покоя, суббота "от начала мира и до воскресения Христа была последним днем недели". Этот период охватывает, по крайней мере, четыре тысячелетия, однако в его первой половине никаких иудеев не было. Можем ли мы сказать, что седьмой день недели внезапно обретает новый характер и качество на Синае, когда Бог вел С вой народ из Египта в обетованную землю?

 

Быть может, кто-то рискнет сказать, что так оно и есть, и в подтверждение сошлется на ветхозаветные слова о том, что суббота была отличительной чертой и знамением между Богом и сынами Израиля. Однако если такое утверждение что-нибудь доказывает, то оно доказывает слишком многое, потому что те же самые ветхозаветные тексты, которые таким образом характеризуют субботу, показывают нам, что Бог находился в очень своеобразных и самобытных отношениях с Авраамом, Исааком и Иаковом. Разве Господь не имел права возвестить С вое повеление о субботе народу, который Он избрал?

 

Да, в конце периода, насчитывающего четыре тысячи лет, перед пришествием Христа, субботу соблюдали только иудеи, однако все дело в том, что в ту пору на всей земле не было никакого другого народа, который был бы на самом деле верен Богу. Все остальные нации состояли из язычников, и, само собой разумеется, что во время существования иудейского государства суббота ассоциировалась прежде всего с евреями. Кроме того, как мы уже отмечали, с еврейским народом связывались и все остальные откровения Божьей воли, некогда выраженные через Его пророков в сочинениях, которые позднее составили Ветхий Завет.

 

Кто-нибудь может возразить, что в Библии нигде не говорится, будто Спаситель и спасение даны только для иудеев. Совершенно верно. Но точно так же нигде не сказано, что только для иудеев предназначена и суббота. Напротив, в Библии есть вполне однозначные высказывания о том, что по Божьему замыслу суббота предназначалась для всех. Перечислим некоторые из них.

 

1. Сама заповедь о субботе недвусмысленно возвещает, что в этот день должны отдыхать не только иудеи, но и "пришелец, который в жилищах твоих" (Исх. 20:10). Пришельцами были те, кто не принадлежал к семье Израиля и кто мог принадлежать к какому-нибудь другому народу или нации.

 

2. Христос сказал, что "суббота для человека" (Мк. 2:27). Он не сказал для "иудея", но для "человека", и поэтому нет никаких оснований считать, что в данном случае речь идет только об иудеях. Ограничив данное слово только этим значением, мы довольно скоро попадем в весьма затруднительное положение. Сказано, что Христос - "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин.1:9). Разве можно утверждать, что Христос принес свет только для того, кто является иудеем? Кроме того, суббота была дана для того, чтобы человек мог получать благословение от покоя и служения своему Творцу. Неужели Бог желает, чтобы только малая часть из сотворенных Им существ (поскольку среди населения земли иудеи всегда представляли очень незначительное количество) приобщилась блаженству покоя и богослужения?

 

3. Можно ли считать, что суббота дана только иудеям, когда она учреждена в момент творения, задолго до появления Авраама, отца иудейского народа? (См. Быт. 2:2, 3.)

 

4. Говоря о последних днях земной истории, когда "спасение близко", Исайя возвещает о благословении, которое будет дано "сыну иноплеменника", соблюдающему субботу (см. Ис. 56:1-8).

 

5. И наконец, суббота будет соблюдаться и на новой земле, на которой соберутся все племена и народы (см. Ис. 66:22, 23). Что же можно сказать об упомянутом отрывке из Книги Второзаконие (Втор. 5:15), который якобы доказывает, что суббота была дана только иудеям? Прочтем его еще раз: "И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Втор. 5:15).

 

Рассмотрим контекст этого отрывка. В 5-й главе Моисей, используя соответствующие комментарии, вкратце излагает суть того великого события, которое произошло на Синае 40 лет назад, когда Бог возвестил Декалог. Моисей не стремится дословно воспроизвести все Д есять Заповедей: он призывает соблюдать эти хорошо известные наставления, что и показывает 12-й стих, в котором приведены его слова: "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой" (Втор. 5:12).

 

Таким образом, прежде всего надо отметить, что перечисление заповедей в Книге Второзаконие нельзя воспринимать как замену того, что сказано в 20-й главе Книги Исход, где заповеди записаны самим Богом. Именно на этот текст заповедей ссылается Моисей, призывая Израиль к их соблюдению. "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой". Таким образом, все, что возвещает Моисей, надо рассматривать как добавление, разъяснение, а не как замену того, что сказал Бог, когда Он первоначально возвещал заповеди. Бог возвестил, что седьмой день - суббота, день, когда все должны отдыхать, потому что "в шесть дней создал Господь небо и землю... а в день седьмой почил". Далее сказано: "Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11).

 

А теперь еще раз рассмотрим контекст 5-й главы Книги Второзаконие. Изложив своими словами заповедь о субботе, Моисей (в 14-м стихе, где говорится, что рабы и хозяева в равной мере не должны в этот день ничего делать) делает следующее добавление: "...чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты". Затем в 15-м стихе израильтянам напоминается а том, что они тоже были рабами в египетской земле.

 

Какой же вывод можно сделать? Моисей просто излагает заповедь о субботе и добавляет некоторые соображения в пользу ее соблюдения, особенно подчеркивая, что в этот день должны отдыхать и рабы.

 

Таков естественный вывод, который можно сделать, и, кроме того, он становится неизбежным, если мы приведем отдельные параллельные отрывки.

 

Чуть позднее Моисей дает наставление о том, как относиться к рабу, и говорит, что после шести лет службы на седьмой год хозяин должен отпустить раба на волю, щедро снабдив его запасами от своих стад. Затем Моисей добавляет: "Помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие" (Втор. 15:15). Можем ли мы сказать, что щедрость и великодушие по отношению к рабам зародились только во времена исхода, что все, кто жил прежде, могли не рискуя навлечь на себя Божье недовольство, относиться к рабам без всякой доброжелательности, и что только от иудеев Бог требует проявлять к ним такую доброту?

 

А теперь прочитаем более обстоятельное повеление: "Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской. Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь" (Лев. 19:35-37). Можем ли мы, основываясь только на этих стихах, предположить, что заповедь о добросовестности в делах появилась только во времена исхода, что прежде можно было безнаказанно обсчитывать своего ближнего и что только от иудеев Бог потребовал воздержаться от мошенничества?

 

Приведем еще одно высказывание: "Ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят" (Лев. 11:45). Можно ли на основании этого стиха сказать, что заповедь "быть святым" распространяется только на этнический Израиль, которого Бог "вывел из земли Египетской"? Мы считаем, что даже самый ярый противник соблюдения субботнего дня не сразу согласится с такой мыслью. Однако если святость и соблюдение субботы каким-то образом связаны с освобождением из египетского рабства и если в то же время мы считаем, что все люди должны стремиться к святости, то тогда ссылка на Египет не может служить оправданием нарушения субботнего дня.

 

В свете этих текстов, а также других, которые тоже можно было бы привести, становится совершенно очевидно, что, упоминая о египетском рабстве, когда к иудеям относились жестоко и несправедливо, Моисей просто приводит дополнительную причину в пользу того, почему теперь, когда Господь по С воему благоволению освободил их, они должны относиться к другим справедливо и с любовью. Закон о необходимости справедливого отношения к другим людям и особенно к тем, кто находится в тяжелом положении, известен человеку от начала мира, однако он обретает еще большую силу и обязательность применительно к тем, кто совсем недавно был рабами в Египте.

 

Нисколько не ослабляя заповеди о субботе, приведенный отрывок из Книги Второзаконие (Втор. 5:15) просто показывает, сколь широко применение этой заповеди, и как Бог стремился к тому, чтобы суббота восстанавливала силы и стала источником благословения даже для рабов.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz