На главную страницу

 

Возражение 13

Единственное повеление, которое нам теперь необходимо выполнять, - это заповедь Христа "да любите друг друга", ибо Он сказал, что надо соблюдать Его заповеди, как Он соблюдал заповеди Своего Отца. Разве Библия не говорит, что любовь - это исполнение закона?

 

Да, Христос сказал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Однако разве можно на основании этих слов сделать вывод, что все прочие заповеди упраздняются? В тексте об этом не говорится. Христос не сказал, что нам надо соблюдать Его заповеди вместо заповедей Его Отца. Если бы Сын освободил нас от законов Отца и вместо них предложил какие-то новые законы, это означало бы бунт. Христос вовсе не стремился разрушить великие нравственные учения и законы, которые были даны в прошлые века. В Нагорной проповеди Он говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5:17, 18).

 

Читая дальше эту чудесную проповедь, мы обнаруживаем, что Христос упрекает С воих слушателей в слишком узком понимании различных заповедей Декалога. Вместо того чтобы упразднить или даже уничтожить заповеди Своего Отца, Он возвеличивает их.

 

Таким образом, давая ученикам заповедь любви, Христос хотел, чтобы они во всей полноте прониклись ее величием и святостью. Он хочет, чтобы они любили друг друга не так, как мир понимает любовь, то есть эгоистично или даже сентиментально. Своею жизнью Христос дал пример истинной бескорыстной любви - такой любви, которой до Него никогда не было на земле. В этом смысле Его заповедь можно назвать новой, поскольку Он призывает учеников не просто "любить друг друга", но любить так, "как Я возлюбил вас" (Ин.15:12). Строго говоря, это еще одно свидетельство того, каким образом Христос возвеличивает законы Своего Отца.

 

Однако что означает выражение "любовь есть исполнение закона"? Наши критики часто расширяют это высказывание, говоря, что, с точки зрения Христа, единственное, что нам надо делать - это любить Бога всем сердцем и ближнего, как самих себя. Внимательно прочитаем, что говорит Библия по этому поводу.

 

"И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:35-40).

 

Здесь Христос не излагает никакого нового учения: напротив, отвечая на конкретный вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе, Он почти дословно цитирует Ветхий Завет (см. Втор. 6:5, Лев. 19:18). Иными словами, две великие заповеди о любви к Богу и ближнему со всей очевидностью восходят к ветхозаветным временам. Итак, если эти две заповеди заменяют собой десять, то тогда для чего они вообще были даны? И в то же время мы знаем, что сами израильтяне, внимавшие увещеванию любить Бога и ближнего, внимали и ясному повелению соблюдать Декалог.

 

Таким образом, эти заповеди не заменяют никакого другого закона: напротив, Христос говорит, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Было бы совершенно неверно обособлять эти две заповеди и отсекать от них все остальное. Это противоречит учению Христа.

 

Библия говорит, что любовь неотделима от закона: "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 И н. 5:2, 3). Так говорит Божья книга, и если мы поистине любим своего ближнего, то не станем красть его имущество, клеветать на него или его убивать. Мы не сделаем ничего, что запрещено Божьими заповедями. Если же мы воистину любим Бога, мы не станем поклоняться ложным богам, упоминать имя Божье всуе или использовать в своих целях Его святой субботний день. Иными словами, если мы любим Бога и ближнего, мы не нарушим умышленно ни одной из Д есяти Заповедей. Именно таким образом любовь становится исполнением закона. Не заменяя закон, любовь представляет собой ту единственную силу, которая приводит к истинному послушанию Божьим заповедям. Библия говорит, что надо остерегаться тех, кто, утверждая, что знает и любит Бога, отказывается соблюдать Его заповеди (см. 1 И н. 2:4). Такая любовь лжива.

 

На главную страницу
Hosted by uCoz